ВТБ раскрыл размер рекордного убытка в кризисный год
Второй по размеру активов российский банк — ВТБ — 5 апреля представил финансовую отчетность после годичного перерыва. По итогам 2022 года убыток группы ВТБ по МСФО составил 612,6 млрд рублей. Это рекордный отрицательный финансовый результат в истории банка, предыдущий рекордный убыток был зафиксирован в 2009 году — 59,6 млрд рублей.
Акции ВТБ на Московской бирже к 14.00 мск падали более чем на 7% к открытию торгов.
В финансовой отчетности группы ВТБ учитывалось приобретение в конце декабря прошлого года банка «Открытие». Сделка принесла прибыль: ВТБ заплатил за банк 340 млрд рублей, притом что чистые активы «Открытия» — 505 млрд рублей. Таким образом, доход ВТБ от сделки составил 165 млрд рублей. Без этого дохода органический убыток группы ВТБ составил бы 777 млрд рублей, отметил в ходе брифинга зампред ВТБ Дмитрий Пьянов.
Активы банка выросли на 17% — с 20,9 до 24,4 трлн рублей. Объем кредитов юрлицам вырос на 18,4%, кредиты физлицам — на 17,5% (без учета «Открытия» рост составил 6 и 4% соответственно). Объем средств клиентов за 2022 год вырос на 22%— с 15,2 до 18,6 трлн рублей. Причем без учета присоединения «Открытия» рост составил бы только 6%. Чистые процентные доходы банка упали в два раза — с 646,3 до 321 млрд рублей, комиссионные доходы — на 7,4%, до 146,8 млрд рублей.
Помимо отчетности по международным стандартам, ВТБ отчитался по РСБУ (в этой отчетности учитываются результаты только самого банка). Убыток по итогам 2022 года — 756,8 млрд рублей. Уровень достаточности базового капитала составил 6,99% (при нормативе 4,5%), уровень достаточности совокупного капитала — 10,9 (при нормативе 8%). При этом, как уточнил Дмитрий Пьянов, эффект от регуляторных послаблений от ЦБ в обоих нормативах высок — 6,4%. Регулятор в прошлом году позволял банкам при расчетах нормативов фиксировать курсы валют, стоимость ценных бумаг, а также не ухудшать рисковые категории по клиентам из пострадавших отраслей.
Откуда убыток
Банк пострадал от реализации геополитических рисков сильнее, чем другие российские банки, из-за большей уязвимости его бизнес-модели к санкционным рискам, отмечает ВТБ. Причина в том, что банк исторически специализировался на обслуживании крупных российских экспортеров, а крупный сегмент корпоративно-инвестиционного бизнеса ВТБ был ориентирован на работу на глобальных рынках.
По словам Пьянова, основных факторов убытка ВТБ по итогам 2022 года четыре. Из доналогового убытка в 960 млрд рублей около 300 млрд рублей — это убыток от открытой валютной позиции. Банк попал под санкции 24 февраля, одним из первых. При этом курс доллара к рублю тогда был на пике, а ограничений на снятие валютных средств со счетов физлиц введено не было (они появились только в начале марта). Банк столкнулся с настоящим набегом валютных вкладчиков — с конца февраля до конца марта клиенты вывели из банка 40% его долларовых пассивов ($19 млрд) и 68% пассивов в евро (€7 млрд). Причем стресс-тесты, которые проводились ЦБ до 2022 года, учитывали максимальное сокращение пассивов в 10%, уточняет Пьянов.
Банк рассчитывал на предоставление валютных свопов со стороны ЦБ, однако после того, как золотовалютные резервы ЦБ оказались заблокированными, этот вариант отпал, объяснил зампред ВТБ. В итоге банку пришлось покупать валюту на бирже по среднему курсу более 100 рублей за доллар и 108 — за евро, а когда рубль начал укрепляться — фиксировать убыток.
Четверть доналогового убытка — 229 млрд рублей — это убытки от выбытия «дочек» ВТБ. Более 90% этого убытка пришлось на выбытие двух зарубежных структур — базирующейся во Франкфурте VTB Europe и лондонской VTB Capital, уточнил Пьянов. Права собственности над акциями сохраняются за банком, но де-факто контроля над ними он лишился.
344 млрд рублей убытка пришлось на создание экстрарезервов по кредитам. Наконец, 33 млрд рублей — убыток от реализации процентного риска при повышения ключевой ставки в феврале 2022 года до рекордных 20%.
Что дальше
По словам Пьянова, с IV квартала группа ВТБ вернулась к прибыльности, а по итогам I квартала ожидает прибыль в 140 млрд рублей. «Не вся эта прибыль будет естественной — в самом конце марта мы консолидировали еще один банк, РНКБ. Банки по рыночной стоимости стоят сейчас меньше капитала. Мы получили его в капитализацию за 48 млрд рублей, а его справедливая стоимость — на 31 млрд рублей больше», — объяснил зампред ВТБ. По итогам 2023 года ВТБ ожидает, что его прибыль будет больше рекордных для банка показателей 2021 года — то есть больше 327 млрд рублей. В следующем году факторов, которые негативно влияли на финансовый результат (выбытия активов, экстрарезервирования, реализации процентного риска) не будет, это «возвращение к нормальному ведению бизнеса» с сохранившейся клиентской базой, объяснил Пьянов. Кроме того, в 2023 году в прибыли группы ВТБ будет учитываться прибыль группы «Открытия» — она ожидается на уровне 50 млрд рублей.
Однако, несмотря на ожидаемую рекордную прибыль, банк, по словам Пьянова, будет ограничен в выплате дивидендов по итогам года — прибыль он намерен направлять на пополнение капитала. Поэтому дивидендных выплат не будет не только по итогам 2022 года, но и с высокой долей вероятности — по итогам 2023-го, добавил топ-менеджер банка. Окончательное решение по дивидендам будет принято в середине 2024 года.