Россия получила вчетверо меньше ожидаемых выплат по долгам других стран из-за санкций
Россия получила 11 млрд рублей выплат по долгам других стран вместо плановых доходов по двусторонним госкредитам в 48,7 млрд рублей, выяснил РБК. В 2021 году процентный доход России по таким займам составлял 52 млрд рублей, в 2020 году — более 64 млрд. Основная причина снижения поступлений в 2022 году — санкции, полагают в Минфине
Процентный доход России по госкредитам другим странам и их юридическим лицам в 2022 году составил меньше четверти от запланированного: с иностранных заемщиков собрали 11,13 млрд рублей вместо ожидаемых 48,68 млрд рублей, пишет РБК со ссылкой на материалы о реализации плана-графика мероприятий Минфина по выполнению документов стратегического планирования за 2022 год. Подлинность документа изданию подтвердил источник, знакомый с содержанием материалов.
В 2021 году процентный доход России по двусторонним займам составил чуть более 52 млрд рублей, в 2020 году — более 64 млрд рублей. Минфин указал причиной недобора до плановых показателей в 2022 году «непоступление платежей от иностранных заемщиков в связи с введенными санкционными ограничениями». В феврале 2022 года Минфин США запретил осуществлять операции с российскими ЦБ, Минфином и Фондом национального благосостояния (ФНБ).
Аналогичные ограничения для российского Центробанка ввел Евросоюз. ВЭБ (агент по платежам в адрес России от иностранных государств) попал под санкции США и ЕС. Российские власти допускали снижение процентного дохода в 2022 году до 9,7 млрд рублей. В 2023 году прогнозируется рост этих поступлений до 40,3 млрд рублей. Такой прогноз следовал из проекта федерального бюджета на 2023–2025 годы. На 2023 год за правительством в Бюджетном кодексе закрепили право использовать механизм уступки прав требований по долговым обязательствам.
Уступка прав требований (фактически их продажа) может быть реализована в пользу юридических лиц, ведущих деятельность на территории страны-должника и не попавших под санкции. Власти смогут таким образом быстро принять решения, необходимые для обеспечения поступления в федеральный бюджет задолженности иностранных государств перед Россией. По мнению директора Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олега Буклемишева, взыскание госдолгов требует политических усилий, а Россия в нынешних условиях «не оказывает политического давления на «дружественные» страны».
Буклемишев допустил, что препятствием для реализации механизма уступки долговых требований может стать прямой запрет на такие действия в условиях кредитных соглашений. Саму схему уступки он назвал жизнеспособной. Низкие поступления процентов по госдолгам экономист связал не только с санкциями, которые нарушили многие платежные схемы, но и с тяжелой ситуацией в бюджетах развивающихся стран. Из-за повышения ключевой ставки ФРС многим из них грозит дефолт по коммерческой задолженности, пояснил он.
По данным портала «Электронный бюджет», по состоянию на 21 марта Россия получила 0,3 млрд рублей процентного дохода по долгам зарубежных стран и компаний-заемщиков в этом году. «Информация по платежам от государств-дебиторов носит ограниченный характер и не раскрывается Минфином России», — сообщили изданию в пресс-службе министерства. На 1 января 2022 года задолженность нерезидентов перед российскими органами государственного управления равнялась $49 млрд, по данным статистики ЦБ.
По данным Всемирного банка на конец 2021 года, крупнейшими должниками России по двусторонним кредитам были Белоруссия (около $8,5 млрд), Бангладеш (около $4,4 млрд), Индия ($3,3 млрд), Вьетнам ($1,5 млрд) и Йемен (около $1,2 млрд). В этой же статистике по итогам 2020 года также фигурировала Венесуэла (около $3,1 млрд).