Эксперты предупредили о рисках роста стоимости половины проектов ГЧП на 20-40%
Стоимость не менее половины реализуемых проектов государственно-частного партнерства может вырасти на 20–40% (1–2 трлн рублей), оценило АКРА. Аналитики назвали риск повышения стоимости проектов основной проблемой рынка проектного финансирования. Они полагают, что новые расходы можно покрыть за счет заемных средств, но возможен и отказ от некоторых проектов
Фактические затраты на строительство инфраструктуры по половине проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), которые планируется ввести в эксплуатацию до конца 2025 года, могут оказаться выше плановых на 20–40%. Об этом сообщает РБК со ссылкой на исследование Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). В нем отмечается, что высокий риск повышения стоимости проектов — основная проблема рынка проектного финансирования.
Проекты ГЧП предусматривают использование для создания какого-либо объектов как бюджетных денег, так и средств частных инвесторов. По такой схеме строятся дороги и другие объекты транспортной инфраструктуры, школы, больницы и другие учреждения социальной сферы. В 2022 году объем заключенных соглашений ГЧП составил 765 млрд рублей, в том числе 486 млрд рублей пришлось на частные инвестиции. По данным Национального центра ГЧП (группа ВЭБа), общий объем инвестиций в проекты ГЧП в 2022 году составил 5,4 трлн рублей.
Если риск подорожания реализуется, то превышение может составить от 1 трлн до 2 трлн рублей до 2025 года, подсчитала заместитель директора группы рейтингов структурированного и проектного финансирования АКРА Альфия Васильева. Она отметила, что это «грубый, ориентировочный подсчет» без учета географических и отраслевых особенности проектов, их формы, стадии реализации и других факторов. Оценка АКРА основана на анализе ретроспективных кейсов, по ним риск удорожания уже материализовался. Агентство также оценивало финансовые модели по реализуемым проектам, меняя параметры отдельных показателей (цены, стоимость работ и т.п.).
Полученные данные аналитики экстраполировали на оценку по всему рынку, с учетом опросов респондентов, работающих в этой сфере. При оптимистичном сценарии превышение плановых показателей составит 20%, при пессимистичном — 40%. Первый сценарий предполагает, что ухудшения макроэкономической ситуации не произойдет, второй — что факторы риска (колебания валютного курса, повышение ключевой ставки ЦБ, инфляция, нарушение логистических цепочек поставок комплектующих и материалов, отток квалифицированной рабочей силы) будут иметь продолжительное воздействие, а компании до конца второго квартала 2023 года с ними не справятся.
Риск превышения капитальных затрат по проектам действительно очень высок, сказала управляющий директор по юридическому сопровождению проектов Национального центра ГЧП Анна Батуева. По ее словам, стоимость строительства может вырасти за счет проведения дополнительных работ для подготовки земельного участка, подведения коммуникаций и других, их необходимость становится понятной после этапа проектирования. На старте же стоимость проектов оценивается без проведения проектно-изыскательских работ, уточнила эксперт. По словам Батуевой, рост затрат связан и с тем, что из-за санкций усилился рост цен на строительные материалы, оборудование и ресурсы.
Гендиректор аналитической компании Sherpa Group Александра Галактионова сказала, что доля проектов, которых коснется удорожание, может достигать даже 60%. По ее словам, в зоне риска проекты, которые находятся на ранних стадиях — финансового закрытия, подготовки и начала строительства. Батуева отмечает, что источниками покрытия дефицита могут стать те же источники финансирования, что и первоначальные: бюджетные выплаты и внебюджетные средства (кредиты, акционерные займы), которые, в свою очередь, в дальнейшем должны компенсироваться за счет бюджетных выплат. В АКРА сказали, что проблему удорожания можно решить «использованием длинных денег для рефинансирования качественных проектов с высоким уровнем кредитного рейтинга».
Привлечение дополнительного финансирования возможно за счет размещения различных форм облигаций, в том числе сложноструктурированных выпусков. По данным Мосбиржи, на 1 марта 2023 года было размещено 69 выпусков облигаций проектного финансирования, выпущенных 13 эмитентами, на общую сумму 188 млрд рублей. Инвесторы могут пойти на переговоры с концедентом (представителями властей в проекте) и обсудить условия реструктуризации проекта, добавила Галактионова. При массовом удорожании, вероятно, государство будет искать системное решение проблемы, считает она.
Эксперт напомнила, что в 2021 году на фоне резкого скачка цен правительство приняло постановление об изменении условий соглашений, но оно устанавливало предел изменения цены на уровне 30%. По мнению гендиректора Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) Марии Ярмальчук, наиболее правильным решением будет отход от твердой цены контракта и переход к механизму гибкого реагирования на изменение цен на строительные ресурсы. Галактионова полагает, что из-за роста затрат в редких случаях возможна отмена реализации отдельных проектов, но такие случаи будут редкими и коснутся проектов на ранних стадиях и из менее приоритетных в кризис сфер.