ЦБ обнаружил признаки отмывания денег в схемах с использованием инвестиционных монет
ЦБ выявил операции по использованию инвестиционных монет из драгоценных металлов для отмывания денег. Схема начинается с перечисления средств фиктивной компании, которая покупает инвестмонеты, и закрывается сдачей их в банк за наличные, описывают такие операции эксперты. Эти операции вряд ли могут существенно влиять на рынок обналичивания денег, полагают они
ЦБ выявил признаки отмывания денег с использованием инвестиционных монет из драгоценных металлов, передает РБК со ссылкой на представителя Центробанка. Опрошенные изданием эксперты отмечают, что подозрительные операции с инвестмонетами не могут существенно повлиять на российский рынок обналичивания денег — они рискованны для организаторов и требуют вовлечения большого количества подставных физических лиц (дропов) .
По словам представителя ЦБ, отдельные операции с инвестиционными монетами носят подозрительный характер и направлены на обналичивание денежных средств. «В случае выявления таких операций сведения о них оперативно учитываются при оценке риска вовлеченности клиентов кредитных организаций в проведение подозрительных операций в платформе «Знай своего клиента», — объяснили в регуляторе. Представитель консалтинговой компании ФБК рассказал, что описание операций с использованием инвестмонет из драгметаллов уже разослал поднадзорным организациям через личные кабинеты Росфинмониторинг.
Краткое описание схемы опубликовал Telegram-канал «Тот самый 115-ФЗ» (этим номером обозначен основной антиотмывочный закон — «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», принятый в 2001 году). Инвестиционные монеты стали использовать как аналог векселей в так называемой вексельной схеме, с помощью которой обналичивались деньги пятилетие назад: схема «обрела новую жизнь» в 2022 году, когда начался бум на покупку золота и монет из драгоценных металлов, отмечают авторы «Того самого 115-ФЗ». По данным Telegram-канала, механизмы реализации схемы и состав ее участников различаются, но для всех вариантов, как правило, характерна передача в рамках фиктивных договоров инвестиционных монет от юридических лиц (первичных приобретателей) физическим. В ФБК рассказали, как выглядит схема:
- в ее начале организация, которой необходимо обналичить денежные средства, перечисляет определенную сумму другому юрлицу — фиктивной компании;
- далее деньги уходят реальной компании, которая и оплачивает инвестиционные монеты;
- после нескольких перепродаж монет между аффилированными посредниками они продаются банку подставными физическими лицами и полученные денежные средства обналичиваются.
Совокупный объем обналичивания по такому механизму неизвестен, но «такие операции обычно проводятся в размере 10–25 млн рублей каждая», рассказали консультанты. Вряд ли схема «может как-то существенно повлиять на объемы обнала», полагает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. По словам эксперта, чтобы обналичить значительную сумму денег, нужны очень редкие и дорогие инвестиционные монеты или большой объем относительно недорогих, то есть «каким-то лицам необходимо совершать большой объем операций». «Если некто принесет в банк инвестиционные монеты на несколько миллиардов рублей, то банк может просто отказаться от заключения сделки, поскольку ему такой объем просто не нужен», — объяснил Жарский.
Обналичивание с помощью инвестиционных монет «представляется крайне невыгодным в краткосрочной перспективе, поскольку такие сделки имеют рисковый характер», отметила адвокат коллегии Pen & Paper Алена Гришкова. Монеты — финансово нестабильный инструмент: банки могут предложить их обратный выкуп по ценам, устанавливаемым банком самостоятельно, исходя в основном из стоимости драгоценного металла на момент выкупа, рассказала она. Если человек владел монетой менее трех лет, то при продаже он должен будет заплатить 13% НДФЛ с разницы между первоначальной и последней ценой монеты, добавила она.
По словам консультантов ФБК , вариантов противодействия этой схеме «не так много»: в их числе — усиление мер контроля за операциями с признаками фиктивности (продажа и покупка монет компаниями, чья деятельность не связана с финансовым посредничеством и инвестициями, крупный размер сделки, продажа инвестмонет банку физическими лицами, имеющими признаки подставных лиц, так называемых дропов и др.). Гришкова считает, что бороться со схемой можно с помощью обязательных проверок приобретателей и продавцов монет со стороны банков, в часности, нужно «требовать от продавцов монет предоставить всю цепочку сделок по переходу права собственности на монеты».
Центробанк выпускает инвестиционные монеты из драгоценных металлов с 1996 года. Их чеканят монетные дворы в Москве и Санкт-Петербурге, продажа осуществляется через банки, но монеты также можно заложить в ломбард или продать с рук. Монеты пользовались популярностью из-за отсутствия НДС при продаже, но весной 2022 года в России отменили НДС также для золотых и серебряных слитков. Самая популярная инвестиционная монета — «Георгий Победоносец» из золота номиналом 50 рублей. За все время ее существования с 2006 по 2022 год ЦБ выпустил 6,2 млн таких монет, следует из статистики регулятора.