ЦБ доработал свои прогнозные модели с учетом ограничений и выросшей роли экспертов
Прогнозные модели Центробанка пришлось дорабатывать в этом году, рассказал в интервью РБК зампред ЦБ Алексей Заботкин. По его словам, потребовалась экспертная дооценка тех параметров, которые заложены в модели, а роль экспертного суждения возросла. Уточнения в модели вносились и из-за ограничений, в частности, на движение капитала
Прогнозные модели ЦБ потребовали в этом году доработки и уточнения с учетом «новых вводных», в том числе ограничений на движение капитала, рассказал в интервью РБК зампред ЦБ Алексей Заботкин. «Принципиальных изменений» в экономике не произошло, но для прогнозных моделей выросла роль экспертных суждений, отметил собеседник издания.
Зампред ЦБ подчеркнул, что знание о взаимодействии частей экономики между собой и влиянии друг на друга экономических переменных в структуре прогнозных моделей основано на прошлых данных. «Нам известна только история, нам неизвестно будущее», — сказал Заботкин. По его словам, в 2022 году прогнозные модели Центробанка потребовали «доработки и уточнения с учетом новых вводных».
Он добавил, что «принципиальных изменений в том, как взаимодействуют составные части экономики, на самом деле не произошло», но появились дополнительные ограничения на то, как эти переменные могут изменяться. Одной из новых вводных стали, в частности, введенные в действие ограничения на движение капитала.
«Этот фактор был учтен в моделях и добавлен в структуру моделей уже к апрельскому заседанию по ставке. То есть это было сделано действительно весьма и весьма оперативно», — сказал Заботкин. Зампред Центробанка отметил, что у России теперь «заметно менее эластичный импорт»: есть позиции, которые недоступны или требуют большего роста цены импорта для того, чтобы их закупать.
«Это требует некоторой экспертной дооценки тех параметров, которые заложены в модели, и в этом смысле роль экспертного суждения возрастает», — отметил Заботкин. Он сказал, что это не значит, что старые модельные подходы и прогнозные подходы не применимы. «Мы опираемся на те модельные расчеты, которые в большей степени дополняются экспертным суждением», — подытожил зампред ЦБ.
В конце октября ЦБ уточнил прогноз по инфляции на конец 2022 года — он ожидает роста цен в годовом выражении на уровне 12-13% (предыдущий прогноз — 11-13%). В обновленном среднесрочном макропрогнозе ЦБ тогда улучшил ожидания по спаду экономики по итогам года — минус 3-3,5% вместо ожидавшегося летом спада на 4-6%. В 2023 году инфляция снизится до 5–7%, а в последующие два года достигнет цели регулятора в 4%. ВВП упадет в следующем году на 1–4%.
По словам Заботкина, если экономика будет развиваться вблизи верхнего диапазона октябрьского базового прогноза, то экономика вернется на уровень 2021 года в 2025 году. Зампред ЦБ отметил, структурная адаптация экономики — более длительный процесс, чем циклический ее спад. Циклический спад был в 2020 году, напомнил он, со стороны бюджета это снижение было полностью компенсировано в 2021 году.