Россияне начали сталкиваться с новыми ограничениями в турецких банках
Российские клиенты турецких банков начали сталкиваться с новыми сложностями и ограничениями при валютных SWIFT-переводах. По состоянию на начало декабря провести валютные переводы со счета в Denizbank на другой зарубежный счет онлайн оказалось невозможно, рассказали Forbes два клиента банка. Речь шла о переводах до €2000. Об аналогичных ограничениях сообщают также пользователи специализированных туристических форумов.
В кол-центре Denizbank на вопрос о том, можно ли провести SWIFT-перевод в валюте со счета в банке, посоветовали посетить то отделение, в котором открывался счет, чтобы совершить транзакцию. При этом именно Denizbank пользовался особой популярностью у российских клиентов, поскольку только он давал возможность открыть рублевый счет, что позволяло экономить на промежуточной конвертации.
Большинство банков Турции не хотят, чтобы иностранцы выводили деньги из страны, поэтому некоторые из них и отключают SWIFT-переводы, рассказывает Forbes один из россиян, который помогает соотечественникам открывать счета в турецких банках. По его словам, первым из турецких банков, который отключил SWIFT-переводы, стал Ziraat bank, после него переводы отключил и Denizbank. «Когда первая волна наплыва россиян приехала и перевела значительные суммы, банки никаких ограничений не вводили. Однако затем, для удержания капитала в Турции, внезапно отключили, не предупредив клиентов», — говорит он.
VG Bank и Fibabanka отключили свои карты для российских клиентов за рубежом, и «такая тенденция среди других банков определенно наблюдается», продолжает собеседник Forbes. По его мнению, тенденция с отключением SWIFT-переводов и ограничением работы карт турецких банков будет только продолжаться.
SWIFT-переводы в Denizbank временно приостановили для иностранцев, так как они открывают турецкий счет для транзита, рассказывает Forbes еще один российский консультант. «SWIFT-перевод можно отправить, если обратиться в отделение банка в Турции и поставить подпись. К примеру, я открываю счета своим клиентам и они заранее на 50 бланках ставят свою подпись. А я заполняю эти документы за них и отдаю в отделение банка, после чего деньги списываются», — описывает процесс она.
Российские клиенты турецких банков уже сообщают о запрете на использование местных карт за пределами страны. Об этом, в частности, пишет издание Tourdom со ссылкой на участницу одной из специализированных групп русскоговорящих в Турции. По ее словам, картой не получилось расплатиться в терминале аэропорта, а в мобильном приложении банк сообщил, что в соответствии с политикой кредитной организации карты, принадлежащие гражданам России и Белоруссии, блокируются для транзакций в зарубежных странах.
«Не думаю, что это частный случай. Просто Fibabanka — первые, кто об этом рассказал публично. Уже две недели, как никто из моих клиентов не может оплатить покупки в западных (Европа, США) интернет-магазинах с турецких карт», — сказала Frank Media юрист Елена Рязанова, которая специализируется на финансовом праве. Она добавила, что турецкие банки последовательно вводят ограничения для клиентов из России и Белоруссии под давлением западных банков-корреспондентов из-за опасений вторичных санкций.
В ноябре РБК со ссылкой на посредников, которые помогают россиянам открывать счета и получать карты в турецких банках, писал, что в Denizbank установлено ограничение на SWIFT-переводы (не менее $10 000), а также увеличен размер депозита, необходимого для открытия счета — с 10 000 лир (около $500) до $5000. Также при открытии счета менеджеры банка теперь просят россиян подписать специальный документ, который обязует их не использовать счет для заграничных транзакций и/или торговли криптовалютами.