FT рассказала об обвинениях Запада в адрес Турции из-за задержки танкеров
Западные страны обвинили Турцию в препятствовании поставкам нефти на мировой рынок из-за скопления танкеров в районе проливов Босфор и Дарданеллы, рассказала FT. Турция опасается, что танкеры, идущие из российских портов Черного моря, не застрахованы из-за санкций против России и потолка цен. Однако большинство застрявших танкеров нагружены казахской, а не российской нефтью, выяснила газета
Чиновники западных стран обвиняют Турцию в нарушении поставок сырой нефти на мировой рынок из Черного моря через свои проливы Босфор и Дарданеллы, рассказали Financial Times осведомленные источники.
Турция не пропускает через проливы танкеры из-за опасений, что их груз может быть не застрахован из-за санкций Евросоюза: они запрещают страховать и перевозить российскую нефть, если она продается третьим странам по цене выше потолка в $60 за баррель. Поэтому Анкара требует, чтобы каждое судно подтвердило, что застраховано от происшествий: например, разлива нефти или столкновения.
Однако два собеседника FT говорят, что большая часть застрявших танкеров перевозят нефть из Казахстана, а не из России: на нее никакие ограничения не распространяются, а значит нет и причины запрещать проход судов. Глава казахской нефтегазовой компании «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев говорил, что 7 декабря в заторе был 21 танкер, из которых 8-10 имеют отношение к Казахстану. Мирзагалиев отметил, что скопление кораблей в Босфоре — нормальное явление: год назад задержка составляла 14 суток, сейчас — не больше шести.
Турция сейчас не пропускает по меньшей мере 22 танкера, написала FT. Bloomberg сообщал, что в «пробке» стоят 26 танкеров, в которых больше 23 млн баррелей казахской нефти. Это топливо ни при каких сценариях не попадает под ограничение цен, и его страховой статус никак не поменялся, отметил один из источников FT. Казахстан имеет выход только к замкнутому Каспийскому морю, поэтому нефть из Казахстана по трубопроводу поступает в российские порты на Черном море и оттуда отправляется покупателям. Этот процесс западные санкции против России никак не ограничивают, отметила FT.
Ограничение цены не требует от танкеров получать страховку для каждого отдельного плавания: нарушение поставок — результат действий Турции, а не ценового потолка, сообщил FT один из чиновников, причастных к созданию механизма. Минфин США 7 декабря тоже уведомил Турцию, что ценовой потолок не подразумевает обязательных дополнительных проверок всех судов.
Турция контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, которые соединяют Черное море со Средиземным и, соответственно, со всем мировым океаном.
Ограничение стоимости российской нефти вступило в силу с 1 декабря — одновременно с эмбарго Евросоюза на импорт топлива из России. Владимир Путин предупреждал, что Россия ничего не будет экспортировать в случае искусственного ограничения цен. Москва готовит решение по ответным мерам, заявил 5 декабря пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Источники Bloomberg говорили, что Россия рассматривает возможность введения минимальной цены экспорта нефти. В администрации президента обсуждают три варианта ответа, рассказали собеседники «Ведомостей».