В институте Минфина предложили ослабить валютный контроль ради импортозамещения
В институте Минфина предложили отменить репатриацию экспортной выручки в качестве одной из мер по либерализации валютного регулирования. Такая либерализация способна внести вклад в импортозамещение и увеличение доли международных расчетов без использования доллара и евро, считают эксперты НИФИ
Потенциал либерализации валютного регулирования, возникшей в России с началом современной российской государственности, не исчерпан, считает старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина Всеволод Черкасов. «Продолжение либерализации способно внести вклад в развитие экспорта, импортозамещение и увеличение доли международных расчетов без использования валют третьих стран (доллара США, евро»), — говорится в его статье «Эволюция валютного регулирования и контроля в России и перспектива продолжения либерализации валютного законодательства», опубликованной в «Финансовом журнале» НИФИ.
Черкасов признает, что ужесточение валютного регулирования весной этого года было вызвано необходимостью защиты экономической безопасности России от угроз, возникших в результате санкций (речь идет в том числе о требовании обязательной продажи компаниями 80% экспортной валютной выручки). Но к лету это требование было обнулено, а требование о репатриации валютной выручки на счета в российских банках для несырьевых и сырьевых экспортеров было фактически отменено.
Сейчас особую актуальность приобретают задачи развития несырьевого экспортного и импортозамещающего потенциала, и список валютных операций с обязательством по репатриации выручки может быть еще больше сокращен, в основном за счет импорта, считает Черкасов. И предлагает рассмотреть три направления для эволюции валютного законодательств.
Во-первых, отменить обязанность для импортеров по репатриации на родину авансов, уплаченных за поставку товаров и услуг, важных для развития мощностей по производству российской продукции на экспорт. Во-вторых, наделить резидентов правом получать денежные средства на рублевые счета или счета в ограниченно конвертируемых валютах «дружественных» государств в странах ЕАЭС и других «дружественных» странах (Индия, Турция, Китай), что способствовало бы росту рублевой ликвидности за пределами России. И, наконец, смягчить меты ответственности в случае нарушения требований по репатриации денежных средств, в том числе при отсутствии в уполномоченных банках счетов ограниченно конвертируемых иностранных валют «дружественных» государств.
По мнению Черкасова, дальнейшая либерализация валютного регулирования возможна, но при сохранении, а при хорошем раскладе — расширении списка стран, обменивающихся с Россией финансовой информацией. Но «санкционные действия и планы недружественных государств, за единичными исключениями, до сих пор не затрагивали автоматизированный обмен финансовой информацией (АОФИ)», признает он.
Партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич видит в либерализации риск злоупотреблений. «Есть опасность отмывания денежных средств и ухода от налогового контроля недобросовестными лицами, снижения прозрачности валютных операций, особенно в переходный период», — сообщил он РБК. И напомнил, что платежи нерезидентам за импорт являются более распространенным способом вывода капитала за рубеж при сомнительных операциях, чем невозврат в Россию экспортной выручки.
Пресс-служба Минфина в ответ на запрос РБК о том, рассматриваются ли в ведомстве варианты либерализации валютного регулирования, напомнили о внесенном в правительство в октябре законопроекте о продлении моратория на штрафы за валютные нарушения на 2023 год.