«Сделайте глубокий вдох»: станет ли Credit Suisse вторым Lehman Brothers
«Эффект Стрейзанд»
В начале октября одной из главных тем для западных рынков стала ситуация вокруг одного из самых крупных и значимых банков Швейцарии и Европы — Credit Suisse. Акции банка в понедельник, 3 октября, опустились до исторического минимума в 3,5 швейцарского франка, с начала сентября потеряв 27%. Параллельно с этим подорожала страховка от дефолта банка — спреды по кредитно-дефолтным свопам (CDS). Спреды по пятилетним CDS 3 октября достигли рекордных значений, доходя до 350 базисных пунктов (то есть за то, чтобы застраховаться от краха банка в ближайшие пять лет, инвесторы готовы платить 3,5% от вложений в бумаги кредитной организации). В однолетних CDS ситуация была еще более драматичной — в понедельник они взлетали на 440 базисных пунктов, до 550.
Причина столь явной нервозности инвесторов — записка, которую глава банка Ульрих Кёрнер в пятницу, 30 сентября, направил сотрудникам банка. В записке Кёрнер признавал, что кредитная организация находится в «критическом моменте» на фоне подготовки к масштабной перестройке бизнеса, однако подчеркнул, что банк имеет сильные позиции по капиталу и ликвидности. «Без сомнения, до конца октября на рынках и в прессе будет больше шума, но все, что я могу вам сказать, — это оставаться дисциплинированными и быть как можно ближе к своим клиентам и коллегам», — указал Кёрнер в записке, пообещав сотрудникам банка держать их в курсе всех изменений до 27 октября, когда компания планирует представить новый стратегический план и отчетность за III квартал.
В последние недели новостной фон вокруг банка был не самым благоприятным. Сообщалось о том, что банк нуждается в докапитализации и ведет переговоры об этом с потенциальными инвесторами, что готовится сократить около 5000 человек (примерно каждого десятого сотрудника) ради сокращения затрат, что рассматривает возможность ухода с рынка инвестбанкинга в США и продажи некоторых подразделений (управление капиталом в Латинской Америке, бизнес по продаже секьюритизированных продуктов). Записка, которая должна была отправить сотрудникам и рынку успокоительные сигналы, дала прямо противоположный эффект. Twitter и Reddit наполнились постами о проблемах банка и его вероятном банкротстве. Financial Times сравнила происходящее с «эффектом Стрейзанд» (социальный феномен, выражающийся в том, что попытка изъять определенную информацию из публичного доступа приводит лишь к ее более широкому распространению. — Forbes). В итоге руководители Credit Suisse, как пишет FT, провели выходные, убеждая крупных клиентов и инвесторов в том, что с ликвидностью и капиталом у банка все в порядке.
Череда скандалов
Credit Suisse — возможно, «худший крупный банк» в Европе, категоричен топ-менеджер одной из компаний, с которой руководство банка связывалось для того, чтобы заверить в отстутствии у кредитной организации серьезных проблем.
Поводом для такой оценки могла стать череда скандалов, в которой банк оказался в последние пару лет. Через фонды, которыми управлял Credit Suisse, около $10 млрд получил британский финтех-стартап Creensill, который в марте 2021 года обанкротился. В том же году банк потерял $5,5 млрд после краха хедж-фонда Archegos Capital, окончив 2021-й с убытком примерно в $1,7 млрд.
Осенью прошлого года Credit Suisse согласился выплатить $475 млн властям США и Великобритании по делу о «тунцовых бондах» Мозамбика. Банк помогал размещать бонды, которые официально должны были пойти на развитие тунцовой ловли, однако большая часть из привлеченного $1 млрд, как позднее установили власти США, была перенаправлена в карманы мозамбикским чиновникам и топ-менеджерам Credit Suisse. Все это не говоря о репутационных ударах вроде слежки за ушедшими к конкурентам кадрами, санкционированной на уровне главы банка.
Во многом для того, чтобы вывести банк из череды скандалов, летом 2022 года в банк и пришел новый руководитель — Ульрих Кёрнер по прозвищу Ули-Нож. В послужном списке Кёрнера — 11 лет руководства основным конкурентом Credit Suisse, крупнейшим швейцарским банком UBS, который тот принял после крупного скандала с мошенническими трейдинговыми операциями.
Нет причин для паники
Несмотря на волну негативных публикаций в соцсетях (FT прямо называет этот поток «шитпостингом»), некоторые аналитики поспешили указать, что делать выводы о проблемах банка, исходя из CDS, преждевременно. «Все это похоже на согласованную попытку навести панику. В 2011-2012 годах спреды CDS у Morgan Stanley были в два раза шире. Сделайте глубокий вдох, ребята», — написал основатель Saba Capital Management Боаз Вайнштайн.
Основной показатель, на который стоит обращать внимание в период турбулентности для любого банка, — его способность абсорбировать убытки, указывает аналитик «БКС Мир инвестиций» Евгений Дахтлер. Достаточность капитала Credit Suisse на конец II квартала 2022 года составляла 13,5% (CET1), коэффициент соотношения собственных и заемных средств — 4,3%, уровни достаточности капитала выше минимальных даже с учетом прогнозируемых убытков за второе полугодие на 0,9 млрд швейцарских франков (они снизят достаточность капитала еще на 0,3%), перечисляет он. Банку хватает капитала для поддержки уровней выше требуемых, поэтому рисков банкротства сейчас нет, считает аналитик. Но чтобы соблюсти таргеты менеджмента, Credit Suisse может потребоваться дополнительно 3-4 млрд швейцарских франков (в самых пессимистичных сценариях — 7 млрд) капитала, заключает Дахтлер.
Аналитики Keefe, Bruyette & Woods сравнили ситуацию с кризисом, в котором шесть лет назад оказался Deutsche Bank, попавший в «порочный круг» снижения финансовых показателей и роста стоимости финансирования. Тогда банку пришлось выплатить $7,2 млрд клиентам и Минюсту США для урегулирования претензий, связанных с торговлей ипотечными бумагами. В итоге банк привлек новый капитал (около €8 млрд, то есть сумму гораздо большую, чем та, в которой сейчас нуждается Credit Suisse) и в течение нескольких лет преодолел кризис доверия клиентов.
Учитывая относительно небольшую сумму, которая необходима для докапитализации, системную значимость банка и возможные репутационные издержки для банковской системы страны, власти Швейцарии в случае необходимости, скорее всего, окажут необходимую поддержку Credit Suisse и банкротства банка удастся избежать, рассуждает руководитель управления кредитного анализа «Ингосстрах-Инвестиций» Евгений Воробьев. В то же время бизнес банка может существенно измениться: часть подразделений банк может продать, расходы — оптимизировать. В итоге стратегия развития Credit Suisse поменяется, и, возможно, какое-то время будет убыточной. Кроме того, не исключена покупка банка тем же основным конкурентом — UBS, предполагает Воробьев (слухи о такой сделке возникали в 2020-2021 годах).
Несмотря на то что Credit Suisse, безусловно, одно из слабых звеньев европейского банковского сектора, шумиха вокруг банка — во многом результат эмоций на фоне общего ухудшения ситуации на рынках, считает аналитик «Финама» Игорь Додонов. Опасение рецессии, резкий рост доходностей госбондов, повышение геополитических рисков привели к общему risk-off, а к Credit Suisse в этих условиях проявили повышенное внимание как к банку, который в последние три квартала был убыточным, регулярно сталкивается с претензиями регуляторов и попадает в скандалы. Тем не менее эффект от банкротства Credit Suisse вполне может оказаться сравнимым с падением Lehman в 2008 году, а мировые регуляторы должны были извлечь уроки из того кризиса и вряд ли допустят подобного развития событий — затраты на спасение Credit Suisse при необходимости в любом случае будут меньше ущерба, который возникнет, если пустить ситуацию на самотек, заключает Додонов.