Совет директоров Банка России 16 сентября принял решение снизить ключевую ставку на 0,5 п. п., до 7,5%. Это шестое подряд понижение ставки — с апреля она снизилась с рекордных 20%. Теперь ставка находится на уровнях октября-декабря 2021 года. В своем релизе ЦБ не дал сигналов, будет ли на будущих заседаниях рассматривать целесообразность дальнейшего снижения ставки — регулятор лишь указал, что «будет принимать решения с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков».
Банк России отметил, что темпы прироста потребительских цен остаются низкими — как из-за разовых факторов (коррекция после мартовского роста), так и из-за сдержанного спроса населения, а также расширения предложения на отдельных товарных рынках на фоне экспортных ограничений. Регулятор улучшил прогноз по инфляции на конец года — он ожидает, что рост цен составит 11-13% (в июльском среднесрочном прогнозе ЦБ ожидал инфляцию 12-15%). В то же время регулятор указал, что инфляционные ожидания населения и предприятий остаются на повышенном уровне.
В структуре сбережений населения ЦБ отмечает переток средств с краткосрочных рублевых депозитов на долгосрочные вклады и текущие счета. В целом, как указывает регулятор, приток средств населения в банки продолжается. Банк России также отмечает рост корпоративного кредитования, рынка ипотеки и восстановление рынка необеспеченных потребзаймов.
По мнению регулятора, проинфляционные риски в экономике по-прежнему преобладают. Среди них — высокие инфляционные ожидания, чувствительные к курсовым колебания, и ускорение потребкредитования. Из-за этого спрос может опередить возможности предложения. Кроме того, риски роста цен создает и дальнейшее усиление внешних ограничений — они могут привести к большему снижению потенциала экономики России, чем ожидает регулятор. Ограничения на поставки оборудования, сложности с пополнением запасов продукции и сырья могут ограничить возможности выпуска.
Дезинфляционный эффект может оказать высокая склонность населения к сбережению в условиях неопределенности, а также ожидание дальнейшего снижения цен на фоне укрепления рубля.
Снижение на 0,5 п. п. — самое осторожное в текущем цикле, до сих пор ЦБ снижал ставку не менее чем на 1,5 п. п. Рынок ожидал такого решения — его прогнозировали большинство опрошенных Forbes экспертов. Они указывали, что, с одной стороны, инфляционная картина складывается более благоприятно, нежели ожидал ЦБ, что позволит продолжить снижение ставки, а с другой стороны — регулятор не будет резко снижать ставку, поскольку проинфляционные риски в виде ускорения роста денежной массы в экономике сохраняются, кредитование оживляется, а инфляционные ожидания населения растут.
Инфляционные ожидания населения повышаются два месяца подряд: согласно опросам, проведенным в начале сентября, ожидания роста цен на 12 месяцев вперед достигли 12,5% (+0,5 п. п. за месяц). При этом впервые с мая выросли оценки наблюдаемой инфляции (+1 п. п., до 21,5%). В последние месяцы ЦБ уделял большое внимание инфляционным ожиданиям и во многом из-за их снижения в июне-июле опускал ставку сильнее, чем прогнозировал рынок, поэтому теперь рост инфляционных ожиданий может стать поводом для более осторожного изменения ставки, отмечал накануне заседания ЦБ старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин.
Несмотря на то что дефляция, сохранявшаяся три летних месяца, продолжилась и в сентябре, на неделе с 6 по 12 сентября темпы снижения цен были уже минимальны — 0,03%. Годовая инфляция снизилась до 14,06% (среднесрочный прогноз ЦБ на конец года — 12-15%). В то же время в бюллетене «О чем говорят тренды» в начале сентября аналитики ЦБ отмечали, что показатели, характеризующие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, указывают на повышенный инфляционный фон, о том же, по их мнению, свидетельствует рост цен на рыночные услуги. «Баланс рисков на среднесрочной перспективе по-прежнему смещен в сторону проинфляционных. Ускорение роста денежной массы до максимального уровня с 2012 года (19,3% год к году в июле) на фоне оживления кредитования и усиления бюджетного импульса при сохраняющихся ограничениях на стороне предложения — один из основных факторов риска ускорения роста цен», — писали аналитики Банка России.
До конца года у совета директоров регулятора запланировано еще два заседания по ключевой ставке — 28 октября и 16 декабря.