К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Положительной динамики ждать не стоит»: почему россияне стали меньше тратить

Фото агентства «Москва»
Фото агентства «Москва»
После мартовского бума спроса потребительская активность россиян стала заметно сокращаться. При этом на ее восстановление в своих макроэкономических прогнозах рассчитывает кабмин. Население снижает траты на фоне высокой неопределенности и снижения импорта, говорят опрошенные Forbes экономисты

Тенденция к снижению потребительской активности россиян в начале сентября продолжилась, свидетельствуют данные макростатистики. По данным «СберИндекса», за последнюю неделю (5-11 сентября) расходы населения на товары и услуги в номинальном выражении выросли лишь на 4% год к году против 5,4% и 7,5% в предыдущие две недели. Причем если смотреть только на расходы на товары, то там динамика оказалась худшей с июля 2021 года — сокращение на 0,9% в годовом выражении. Последние, июльские, данные Росстата свидетельствуют, что спад розничной торговли в реальном выражении немного замедлился, но все еще находится в глубоко отрицательной зоне (минус 8,8% против 9,6% в июне). 

Макроэкономисты ЦБ пока не выделяют замедление динамики спроса в рознице как негативный фактор. В сентябрьском бюллетене «О чем говорят тренды» они отмечали устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Однако в дальнейшем ситуация может ухудшиться из-за «нарастания напряженности» на рынке труда по мере перестройки российской экономики, предупреждают аналитики Банка России. 

Потребительский спрос — один из важнейших макроэкономических показателей, он прямо влияет на сроки достижения нижней точки спада экономики и скорость ее восстановления в ближайшие кварталы, говорит Forbes директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. На рост потребительского спроса рассчитывало и Минэкономразвития, которое в августовском исследовании улучшило прогноз по экономическому росту, говорил Forbes федеральный чиновник, пожелавший остаться анонимным.

 

В 2021 году 55% всей добавленной стоимости было направлено для удовлетворения потребительского спроса граждан, а в 2022 году с учетом снижения экспорта сырья роль потребления станет еще более значимой по отношению к другим компонентам, говорит главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. «Если спрос не перейдет к восстановлению, то это поставит под угрозу оптимистичные официальные прогнозы по падению ВВП на 4,2% в этом году», — предупреждает эксперт. 

Причины спада

По мнению аналитиков Альфа-банка, причина снижения потребления — на стороне предложения и связана исключительно с перебоями в поставках после введения санкций. «Во-первых, уровень безработицы в России в июле по-прежнему оставался на историческом минимуме в 3,9% и не увеличился, несмотря на экономический спад. Во-вторых, динамика доходов относительно высокая — номинальная зарплата выросла на 12,2% год к году в июне и на 12,8% год к году в первом полугодии 2022-го», — перечисляют экономисты банка в обзоре «Российская макроэкономика: пик падения пройден» от 12 сентября.

 

Главный фактор снижения потребления — рост тревожности потребителей относительно своего экономического положения, не соглашается Исаков. По опросам Банка России, в августе переломился тренд на улучшение потребительских настроений, сложившийся с марта. «Снижение небольшое, но произошло по широкому перечню вопросов — и о перспективах страны в ближайшие 12 месяцев, и о ситуации с безработицей», — говорит эксперт. Чтобы переломить новый тренд, правительству нужно работать с ожиданиями граждан: например, обнародовать план развития экономики в новых условиях. Спрос также могут поддержать целевые адресные выплаты, продолжает Исаков. Исходя из ковидного опыта, мера эффективно стимулирует потребление — 75% этих выплат тратятся в первые две недели, отмечает экономист. 

Играет роль и фактор «насыщенности» покупками после повышенного спроса на непродовольственные товары в постпандемийный период и весной 2022 года, говорит директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. Кроме того, предпочтения потребителей смещаются в сторону сбережения свободных средств, а не на приобретение дорогостоящих товаров, на что опять же влияет повышенная неопределенность.

Меняется и структура спроса, даже постепенное восстановление его объемов будет означать другой уровень благосостояния, говорит начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» ВШЭ Владимир Бессонов. Как и в пандемию, резко рухнули поездки за рубеж, только теперь это более долгосрочный тренд, отмечает экономист. В результате спрос перераспределяется на внутренние рынки и в дальнейшем поддержит сектор услуг, включая туризм. «Но страдает сектор непродовольственных товаров, включая автомобили. Возможно небольшое восстановление в денежном выражении за счет более упрощенных отечественных авто, но такое производство не сможет скомпенсировать спад», — объясняет Бессонов. По его словам, именно непродовольственный сектор продолжит тянуть вниз оборот розничной торговли (как один из показателей спроса) в 2022 году.

 

Когда ждать восстановления

Потребление обычно ведет себя сходным образом с реальными заработными платами, объясняет Исаков. В 2022 году, скорее всего, эта закономерность сохранится: и потребление, и зарплаты сократятся на 2,5-3% год к году, считает экономист. По данным Росстата, темпы падения реальных зарплат в июне 2022 года стали сокращаться по сравнению с предыдущими месяцами, снижение составило 3,2% год к году. Для сравнения: в мае фиксировалось падение на 6,1%, в апреле — на 7,2%, а в марте, феврале и январе показатель, наоборот, повышался на 3,6%, 2,6% и 1,9% соответственно.

Положительной динамики спроса в 2022 году ожидать не стоит, говорит экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. К концу года экономист прогнозирует установление спроса на уровне минус 3% — минус 5% год к году. Выход к небольшому росту возможен только в 2023 году, на уровне 1-3% — на фоне «скромного восстановления роста реальных зарплат, а также сокращения склонности к сбережению из-за снижения внешней и внутренней неопределенности»,  заключила Донец.

Дмитрий Полевой придерживается более позитивного мнения. Первые признаки восстановления потребительского спроса мы можем увидеть уже в ближайшие месяцы по мере стабилизации ситуации в экономике и настроений, дальнейшего восстановления кредитования и снижения склонности к сбережениям, считает он. «Но вряд ли этот процесс будет быстрым — остаются риски для экономики и, как следствие, для занятости и доходов, может начать расти инфляция и слабеть курс, компании продолжат оптимизировать расходы на труд. Все это означает, что устойчивых драйверов для доходов населения в перспективе 2023-2024 годов и далее не так много, даже если спрос начнет повышаться после кризисного провала», — объясняет эксперт.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+