Две трети регионов России оценили расходы на антикризисные меры в 1 трлн рублей
Две трети российских регионов оценили свои антикризисные расходы в этом году более чем в 1 трлн рублей с учетом выпадающих доходов. Оценка приводится в материалах Счетной палаты. В регионах опасаются, что выделенных федеральным центром средств не хватит для реализации антикризисных программ, а выпадающие доходы в реальности окажутся еще больше нынешней оценки
Счетная палата привела оценку 54 российскими регионами стоимости антикризисных мер — расходы на их реализацию в 2022 году составят 995 млрд рублей, а выпадающие доходы — около 70 млрд рублей, пишет РБК со ссылкой на материалы Счетной палаты. Среди рисков, которые увидели регионы, — возможный рост безработицы и выпадающих доходов, оптимизация расходов, нехватка федерального финансирования и невозврат льготных займов бизнесу.
«Принятые антикризисные меры в основном ориентированы на федеральные и дополнены с учетом региональных особенностей», — отмечают аудиторы. Информация об оценочной стоимости реализуемых в регионах антисанкционных мер является предварительной и носит оперативный характер, сообщили изданию в пресс-службе Счетной палаты. Город Москва в подсчете не участвовал. «Явных лидеров среди регионов не выявлено, результаты подсчета распределены более или менее равномерно среди всех регионов», — отметили в пресс-службе.
Счетная палата приводит некоторые примеры антикризисных мероприятий в регионах. Так, в Приморье предоставили субсидии на компенсацию расходов по транспортировке товаров на экспорт. В Башкирии внедрили сервис «Агроэкспресс» по доставке поездами российских продуктов питания в Казахстан. В Тверской области Фонд развития промышленности утвердил программу займа «Импортозамещение» (10–25 млн рублей по ставке 1% годовых для субъектов малого бизнеса). В Ханты-Мансийском автономном округе власти предоставляют единовременную выплату в 5000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка семьям со средним доходом не выше регионального прожиточного минимума.
За счет активности правительства экономика «получила определенное время на первичную адаптацию к санкциям и перестройку логистических цепочек», отмечает Счетная палата. «С большой вероятностью показатели июня сигнализируют о начавшемся ухудшении динамики доходов бюджетов регионов», — предупреждают аудиторы. В материалах Счетной палаты называются риски реализации антикризисных мер, которые увидели регионы:
- необходимость дополнительного финансирования федерального центра ( на 1 июля регионам перечислили федеральные трансферты на 1,56 трлн рублей, на 12,4% больше, чем на годом ранее на ту же дату);
- выпадающие доходы могут оказаться больше;
- возможен рост напряженности на рынке труда;
- заемщики из числа малых предприятий могут не вернуть часть кредитов в связи с проблематичной ситуацией в экономике;
- финансирование капитальных затрат по ряду объектов может быть приостановлено из-за оптимизации расходов;
- возможны перебои в обеспечении государственных и муниципальных заказчиков товарами, работами, услугами и расторжение заключенных контрактов по инициативе поставщиков.
В первом полугодии чуть более 20% суммарных расходов регионов исполнено по направлению «Национальная экономика» — рост на 29% к тому же периоду предыдущего года, до 1,65 трлн рублей. Наибольший рост — в Тюменской области (в 2,5 раза), Хабаровском крае (в 2,2 раза), Мурманской области (в 2 раза), Рязанской (на 80%) и Липецкой (71%) областях. Существенный рост расходов по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» в большинстве регионов связан с такими мероприятиями, как поддержка малого бизнеса, самозанятых граждан, докапитализация региональных фондов развития промышленности (Карелия, Чувашия, Приморский край, Архангельская, Брянская, Курская, Нижегородская, Тульская области и т.д.).
Счетная палата отмечает, что в ряде регионов рост расходов на национальную экономику в большей мере обусловлен увеличением затрат в сфере дорожного хозяйства. Расходы регионов по разделу «Дорожное хозяйство» за полугодие составили 636 млрд рублей, это почти на 20% выше, чем за тот же период годом ранее. Лидеры по приросту дорожных затрат — Хабаровский край (в 3,2 раза), Ямало-Ненецкий автономный округ (в 2,6 раза), Крым и Севастополь (в 2,4 раза), Еврейская автономная область (в 2,1 раза).
По разделу «Социальная политика», на который приходится 21% общих расходов регионов, рост составил 6,2%. На Камчатке, в Ставрополье и ЕАО на рост социальных расходов (плюс 2,4–5,9%) повлияло предоставление дополнительных мер социальной поддержки участникам «специальной военной операции»*. В Калужской, Тульской и Челябинской областях финансировались мероприятия по временному обустройству граждан Украины, ДНР и ЛНР, прибывших в Россию, а в Республике Крым и Краснодарском крае — социальной поддержка этих категорий граждан.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.