Власти запретят взыскателям выдавать роботов-коллекторов за людей
Минюст подготовил поправки в законодательство, которые запретят при обзвоне должников выдавать за человека искусственный интеллект. Взыскателей обяжут предупреждать россиян, что с ними разговаривает робот. Пересмотр правил сбора долгов затронет коллекторов, банки и микрофинансовые организации, его уже одобрила правительственная комиссия
Минюст разработал проект поправок в федеральный закон о взыскании: он предусматривает, что коллекторские компании, банки и микрофинансовые организации обяжут уведомлять россиян, кто разговаривает с ними — человек или робот. Об этом сообщает РБК со ссылкой на документ.
Изменения предполагается ввести в действие с начала 2024 года. Проект был одобрен на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности, сообщили в Минюсте. В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) и ЦБ не ответили на запросы РБК. Подлинность документа подтвердили источники среди участников обсуждения законопроекта и на рынке взыскания. Взыскатели сейчас используют искусственный интеллект при работе с должниками, но это никак не регламентировано законодательно.
Поправки Минюста вводят новое понятие — «автоматизированный интеллектуальный агент»: программное обеспечение для отправки голосовых сообщений (автоинформаторы) и программы с «генерацией и распознаванием речи», которые способны поддерживать определенные сценарии разговора. Звонки от роботов-коллекторов законопроектом приравнены к действия человека-взыскателя. Их частоту и время ограничат аналогично запретам и лимитам на контакты с должниками для живых коллекторов. Ограничения будут распространяться в том числе на сообщения в соцсетях и мессенджерах.
В начале каждого разговора взыскателя обяжут предупреждать об общении с роботом и называть наименование или номер «автоматизированного интеллектуального агента». Участники рынка ранее выступали за то, чтобы не раскрывать эту информацию, опасаясь снижения эффективности взыскания. Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев сказал, что должнику следует знать, с кем он общается, но не сразу. В процессе обсуждения новаций было согласовано, что потребитель должен быть проинформирован о взаимодействии с роботом при окончании беседы, добавил он. Мехтиев рассказал со ссылкой на данные одной из коллекторских компаний, что большинство людей отказываются вести беседу с роботом, считая, что не смогут договориться с «железкой».
Действующий с 2017 года закон о взыскании распространяется только на коллекторские агентства (основной вид деятельности — сбор долгов). Поправки в закон распространят все требования на банки и МФО. Надзирать за ними будет ФССП. До 1 марта 2023 года они должны будут уведомить судебных приставов о желании продолжать заниматься взысканием задолженности физлиц, пройти проверку на соответствие техническим требованиям (обязательная аудио- и текстовая запись разговоров с должниками) и войти в отдельный перечень взыскателей.
Коллекторы в реестре ФССП будут отнесены к «профессиональным коллекторским организациям», они должны будут отразить этот статус в названиях компаний. ФССП получит право устанавливать для коллекторов, банков и МФО ограничения на отдельные виды взаимодействия с должниками сроком до 60 дней. Число поднадзорных приставам взыскателей может увеличиться с 400 до 2200, отмечается в пояснительной записке к проекту.
Концептуально поправки поддерживаются рынком — контроль над одним и тем же видом деятельности не должен быть разным для коллекторов, банков и МФО, сказал Мехтиев. Кредиторы, выведенные из-под действия закона, «иногда пренебрегали общими правилами и позволяли себе злоупотребления в отношении должников», отметила руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева.