Банки России стали чаще отказывать заемщикам в кредитных каникулах и реструктуризации
Россияне стали чаще жаловаться на отказы банков в кредитных каникулах или реструктуризации кредитов. Число таких жалоб увеличилось с апреля минимум на 10–15%. В банках говорят о ненадлежащем качестве заявок. Эксперты отмечают, что банкам невыгодно реструктурировать кредиты
Российские банки стали чаще отказывать заемщикам в реструктуризации кредитов и кредитных каникулах. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на жалобы на форуме banki.ru и оценки проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За права заемщиков». По оценке правозащитников, к середине лета по сравнению с апрелем отказов стало больше на 10–15%. По данным форума, число жалоб на отказы в кредитных каникулах в июле выросло на треть по сравнению с июнем, пишет газета.
В ЦБ данные о числе предоставленных банками реструктуризаций и кредитных каникул, а также доле отказов не предоставили, опрошенные банки из топ-50 неохотно раскрывали информацию. В Почта-банке сообщили, что в июле получили и одобрили около 9000 заявок, в то время как на начало апреля к банку за кредитными каникулами обратилось около 5000 заемщиков. В Абсолют-банке сказали, что число заявок на кредитные каникулы в банке изменилось «незначительно». В Промсвязьбанке отметили, что количество заявок сократилось на треть по сравнению с апрелем. Доля одобрений у банков сейчас составляет от 40% до 90%.
Гендиректор финансовой экосистемы «Юником24» Дмитрий Африканов отметил, что заемщики, которые брали кредит в марте-апреле по рекордным ставкам, заинтересованы в пересмотре условий — число обращений за реструктуризацией кредитов будет расти. Количество заявок на кредитные каникулы достигло десятков тысяч за первый месяц вступления закона о них в силу, а доля одобрений колебалась в пределах 30–50%.
В период пандемии, в апреле позапрошлого года, число обращений за кредитными каникулами превысило сотню тысяч, более чем по половине заявок банки давали положительный ответ. По состоянию на 28 июля 2021 года было подано 3,78 млн обращений, почти 60% одобрено.
Директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников назвал в числе причин отказов непредставление документов, подтверждающих снижение дохода, а также фальсификацию сведений по источнику дохода при получении кредита. Банк отказывает по обращениям в случае длительной просрочки и подачи судебного иска к должнику, добавил собеседник. Эксперты отмечают, что банкам невыгодно реструктурировать кредиты как по собственным, так и по госпрограммам.
В случае признания кредита реструктурированным по программе банка необходимо увеличить резервы по таким ссудам. Даже если лишь 20% розничных ссуд будут системно реструктурированы, это негативно повлияет на прибыль и капитал банка, поясняет независимый эксперт Андрей Бархота. Он добавил, что, по статистике, при реструктуризации клиент только в половине случаев восстанавливает платежеспособность, а для банка именно платежная дисциплина является приоритетом.
По словам старшего партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Валерия Зинченко, право на реструктуризацию предусмотрено законом и раскрывается в рекомендациях ЦБ. В зависимости от условий и обстоятельств реструктуризации заемщики могут использовать разные механизмы защиты своих прав. По оценке Зинченко, действенным и эффективным способом будет подача жалобы в территориальные управления ЦБ или обращение в территориальные подразделения Роспотребнадзора. Граждане также могут обратиться в суд, добавил юрист.
Кредитные каникулы вводились в 2020 году — они позволяли заемщикам, попавшим в тяжелую финансовую ситуацию, получать льготные условия погашения любых кредитов и займов — например, отсрочку платежей на срок до шести месяцев с переносом платежей на конец срока ссуды. Новые каникулы предусмотрены первым антикризисным пакетом мер поддержки населения и бизнеса в условиях санкций. Соответствующий закон Владимир Путин подписал 8 марта.