Клиенты Сбербанка пожаловались на увеличение первого взноса по ипотеке с 15% до 35%
Клиенты Сбербанка жалуются на повышение размера первоначального взноса по уже одобренным заявкам на ипотечный кредит с 15-20% до 35% от суммы сделки. Банк может менять условия до выдачи кредита, но эксперты считают такую практику недобросовестной — к моменту изменения потенциальные заемщики могли понести расходы на оформление ипотеки
Клиенты Сбербанка массово жалуются на повышение размера первого взноса по одобренным заявкам на ипотечные кредиты. Банк одобрил им условия с первым взносом в 15–20%, но потом повысил его до 35%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на потенциальных заемщиков, столкнувшихся с увеличением размера взноса. Юристы говорят о законности такой практики, но называют ее негуманной по отношению к заемщикам.
Жалобы на повышение взноса Сбербанком, появились, в частности, на сайте «Банки.ру». В одном из отзывов на интернет-ресурсе риелтор, сотрудничающая с «Дом Клик», Екатерина Захарова, сообщает о как минимум тысяче случаев с повышением не в пользу заемщиков. Опрошенные газетой клиенты «Сбера» рассказали, что их заявки одобряли на условиях первого взноса в 15-20%, но на следующем этапе потребовалось согласие на взнос до 35%.
По словам столкнувшихся с проблемой клиентов, они предоставляли все необходимые для проверки заемщика документы на этапе подачи заявки. Многие из них успели потратиться на оформление сделки: внесли залог продавцу, оплатили оценку недвижимости, услуги риелтора и т.д.
В Сбербанке объяснили исходное одобрение кредита желанием удержать клиентов, пишет «Коммерсантъ». При недостаточной платежеспособности заемщика банк вправе отклонить заявку на ипотеку, сообщили в «Сбере», но он в индивидуальном порядке ищет возможность не отказать клиенту, в том числе предлагая увеличить сумму первоначального взноса. В материальном положении заемщиков изменений с момента подачи заявки не было, отмечают сами клиенты.
Юрист адвокатского бюро «Сфера защиты» Андрей Лямзин напомнил, что предварительное одобрение ипотеки — это не заключенный договор с согласованными существенными условиями, условия могут изменяться обеими сторонами. Главный эксперт «Русипотеки» Cергей Гордейко предупредил: даже в окончательном решении банка по кредиту есть оговорка, которая дает возможность отказать в предоставлении кредита, если сведения клиента изменятся или не подтвердятся в день сделки.
По словам Гордейко, повышение первого взноса по ипотеке позволяет банку уменьшить риски в части соотношения кредита и залога. По оценке эксперта, с этой точки зрения наиболее надежный уровень первого взноса — это 30–40% от стоимости жилья. Такой уровень дает возможность банку в случае дефолта заемщика комфортно продать залог с дисконтом на торгах, добавил Гордейко.
Правозащитники называют изменение условий по уже одобренной заявке по ипотеке недобросовестным поведением. Руководитель направления ЮК a.t.Legal Вадим Резниченко считает, что такие действия можно трактовать как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). По его оценке, банки в этом случае ведут себя «не так, как ожидают другие участники гражданского оборота». Чтобы пресечь такую практику, требуется внесение дополнений в законодательство о защите прав потребителей в части регулирования прав и обязанностей сторон на преддоговорной стадии, отметил юрист.
По мнению директора фонда «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, ЦБ следует вмешаться в ситуацию. Регулятор считает, что подобная практика допустима до заключения договора. Сбербанк ранее отменял одобренные по низким ставкам ипотечные заявки после резкого повышения ключевой ставки ЦБ. Новые условия кредитования предполагали ставку существенно выше, писал «Коммерсантъ» в конце марта.
После выхода публикации Сбербанк заявил, что информация об изменениях первоначального взноса по уже одобренным заявкам не соответствует действительности. «Банк не повышает требования по уже одобренным заявкам перед сделкой. По заявкам, где ранее был бы однозначный отказ, банк стал предлагать кредит на индивидуальных условиях, например, с увеличенным первоначальным вносом для снижения кредитной нагрузки», — говорится в сообщении банка. Как утверждает «Сбер», случаи, о которых написал «Коммерсантъ», «не являются массовыми и касаются именно тех клиентов, которые на прежних условиях получили бы отказ по кредиту».