Эксперты оценили долю способных обслуживать кредиты россиян в 23%
Клиенты российских банков ожидают падения собственной платежеспособности — только 23% из них не сомневаются в своей способности обслуживать кредиты, по данным опроса Kept, ранее известной как KPMG. Аналитики отмечают, что для банков увеличение неуверенности клиентов в завтрашнем дне означает рост рисков просроченной задолженности и необходимость пересмотра риск-стратегий и инструментов реагирования
Менее четверти клиентов российских банков — 23% — уверены в своей способности обслуживать текущие кредиты, об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные опроса Kept (бывшая KPMG). Эксперты допускают, что уверенности у банковских клиентов не прибавится, а это приведет к сокращению кредитования и росту плохих долгов.
Опрос Kept провела в апреле—мае 2022 года, в нем участвовали более 2000 респондентов — розничных клиентов банков и компаний малого и среднего бизнеса. Директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова отметила, что нынешний уровень уверенности вдвое меньше, чем мог бы быть. Если ситуация будет ухудшаться, то доля заемщиков, уверенных в собственной способности обслуживать долги, может снизиться еще больше, сказала она.
По словам Бледновой, нестабильной для людей стала ситуация с точки зрения работы. По ее оценке, это означает для банков, с одной стороны, высокий риск роста просроченной задолженности в дальнейшем, с другой — необходимость пересмотра риск-стратегий и проработку способов и механизмов предупреждения рисков и уменьшения последствий от роста плохих долгов.
По данным ЦБ, размер просроченных более чем на 90 дней ссуд в розничном кредитном портфеле российских банков на 1 апреле составил более 1 трлн рублей, или 4,1%. Реальный рост плохих долгов в апреле—мае (за два месяца) без эффекта реструктуризаций и кредитных каникул мог составить до 15%, оценил ситуацию независимый эксперт Андрей Бархота. По его словам, это означает, что каждый седьмой заемщик потерял способность платить по кредитам. Эксперт прогнозирует, что до конца года размер плохих долгов может (без учета каникул и реструктуризаций) вырасти еще на 25-30%.
В Сбербанке отметили, что портфель розничных кредитов довольно устойчив, у корпоративных клиентов — «никаких проблем». Доля просроченной задолженности на срок один день и более в кредитном портфеле банка стабильная и находится на уровне 1,5%, что является самым низким значением за последние годы, привели пример в «Сбере». В Абсолют банке сказали, что свободных средств стало меньше и у компаний, и у розничных клиентов, но это не сказалось на обслуживании кредитов.
Аналитик ХКФ-банка Станислав Дужинский добавил, что на фоне инфляционного всплеска в марте и структурных изменений в экономике способность людей к обслуживанию банковских кредитов снизилась, но мая началось постепенное восстановление розничного кредитования. Он сказал, что «существенных рисков роста закредитованности» сейчас не видно.
По словам руководителя направления по оказанию услуг финансовым институтам компании Б1 (бывшая EY) Геннадия Шинина, «неопределенность побуждает сберегать», а рост «тревожности населения» и сокращение потребления и затрат закономерны. По данным опроса Kept, более 93% респондентов планируют сократить затраты. Для банков — это упущенные возможности с точки зрения получения процентных доходов, отметил Шинин.
Уровень маржинальности банковского бизнеса существенно сократился за последние месяцы, подтвердили в Абсолют-банке. Одной из причин был рост ставок в краткосрочном периоде, что привело к снижению спроса на кредиты. В банке добавили, что кредитные организации сейчас пересматривают модели и продуктовую линейку, перенося акцент на развитие комиссионных продуктов.