Альфа-банк заявил о начале структурного сдвига на российском рынке труда
В российской экономике начался структурный сдвиг: компании в условиях отсутствия технологического импорта будут заменять технологии людьми, спрогнозировал Альфа-банк. В том числе этим процессом он объясняет падение безработицы в апреле до нового исторического минимума в 4%
Данные Росстата по безработице в апреле отражают структурный сдвиг в экономике России: компании начинают заменять технологии ручным трудом, говорится в записке главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой и экономиста Ирины Ростовцевой по макростатистике (документ есть у Forbes).
Безработица в апреле снизилась до нового исторического минимума в 4%, а номинальные зарплаты выросли на 21% в сравнении с апрелем 2021-го, сообщил Росстат. По мнению экономистов Альфа-банка, в России появляется больший спрос на труд в новых областях, а у существующих компаний еще не было времени для сокращений. Но в условиях отсутствующего технологического импорта им придется заменять инвестиции рабочими местами, а технологии — рабочими руками, говорится в записке. Безработица в России вырастет в ближайшие месяцы, но этот риск находится под контролем, считают Орлова и Ростовцева.
Экономика России в апреле снизилась на 3%. Это противоречит тому, о чем Орлова и Ростовцева говорили в конце мая: основываясь на данных о потреблении электричества, они предполагали, что в апреле выпуск продукции еще не начал падать. Промышленное производство действительно снизилось на 1,6% (по мнению экономистов, это незначительно), а основной вклад внесло падение в транспортной отрасли (на 5,9% год к году) и особенно в розничной торговле (оборот сократился на 9,7%). При такой динамике в мае падение ВВП составит уже 5% в сравнении с маем 2021 года, указали Орлова и Ростовцева.
Спад экономики продолжится, учитывая то, что Евросоюз согласовал частичное эмбарго на импорт российской нефти, считают они. По оценкам Альфа-банка, в 2021 году Россия заработала на экспорте нефти и нефтепродуктов в ЕС около $80 млрд, и запрет ЕС может привести к снижению экспортных доходов на $50 млрд (Bloomberg прогнозировал снижение на $22 млрд), если не получится найти альтернативные рынки.
Растут риски, связанные с сокращением кредитования, указано в записке. Сужение возможностей потребления будет способствовать уменьшению займов: динамика розничного кредитования останется слабой в мае после снижения на 0,2% в апреле относительно марта, считают экономисты. Они указали также на опасность сокращения ипотечного кредитования. Орлова и Ростовцева подчеркивают, что ипотека была главным драйвером экономического роста в предыдущие годы и поддерживала двузначный рост цен на недвижимость в последние два года. В такой ситуации «разворот настроений» в строительном секторе может усилить глубину кризиса, а это будет очень негативным сценарием, которого необходимо избежать, заключают экономисты.
С начала года три месяца ВВП страны рос: на 5,6% в январе, на 4,1% в феврале и на 1,3% в марте. Падение в апреле Минэкономразвития связало с «беспрецедентным» санкционным давлением. Падение розничной торговли оказалось хуже прогнозов почти всех экономистов, опрошенных Bloomberg: их медианный прогноз предполагал падение на 5,8%. ЦБ в базовом прогнозе ожидает снижение ВВП по итогам 2022 года на 8–10%, Счетная палата — в диапазоне от 8,8% до 12,4%. Всемирный банк и Еврокомиссия прогнозировали спад ВВП больше чем на 10%.