Российский бизнес назвал способы обхода барьеров во внешней торговле
Треть компаний — 34% — уже столкнулись с трудностями при проведении внутрироссийских или трансграничных расчетов после начала «спецоперации»* России на Украине, следует из данных исследования, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Результаты опроса РСПП представил на заседании комиссии по банкам и банковской деятельности, посвященном проблемам расчетов с участием российских компаний, передает корреспондент Forbes.
Кого коснулись сложности при расчетах
В опросе участвовали 124 компании, 90% из них относятся к нефинансовым организациям и представляют реальный сектор, услуги, транспорт и торговлю. В основном это компании с числом сотрудников более 100 человек и платежным оборотом свыше 1 млрд рублей в год.
Из тех компаний, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, почти половина (47%) столкнулась с проблемами при расчетах после 24 февраля. Еще 21% бизнеса при внешней торговле сталкивался с проблемами и ранее. 32% опрошенных заверили, что вовсе не сталкивались с барьерами. «Объем барьеров будет увеличиваться, часть компаний еще просто не успела начать внешнеэкономическую деятельность», — отметил глава центра по финансовой политике и финансовым рынкам РСПП Андрей Лисицын.
Бизнес, проводящий операции внутри страны (44 компании), также начал сталкиваться с проблемами после 24 февраля. О появлении барьеров рассказали 11% опрошенных.
Что мешает внешней торговле
Среди проблем бизнес назвал увеличение сроков проведения платежей вплоть до неопределенности со сроками или полной остановки платежей — на это указали 67% респондентов. Еще один барьер — снижение удобства расчетов, на что указала почти половина опрошенных. В этих условиях безналичные расчеты становятся неконкурентоспособными по сравнению с наличными, отметил Лисицын. Кроме того, падает безопасность платежей, но при этом растет их стоимость.
Подавляющее большинство опрошенных (96%) сталкиваются с наиболее серьезными барьерами в транграничных расчетах. Из них 34% указали, что проблемы возникали на стороне российских банков, 62% — на стороне западных.
Основные барьеры при расчетах, согласно опросу, связаны с санкциями, исключением российских банков из корреспондентских отношений, отключением от SWIFT, «неправомерными действиями» иностранных банков, антисанкционными мерами России, валютными рисками и мерами валютного контроля, говорится в презентации РСПП.
Как бизнес обходит риски
Чаще всего для обхода рисков бизнес предпочитает менять валюту контракта и расчетов на рубли, следует из исследования РСПП — к такому способу прибегает 76% респондентов. Более 60% респондентов переходят с зарубежными контрагентами на отношения в «несанкционных» валютах. Почти половина (44% ) участников опроса для обхода барьеров для внешних расчетов используют систему передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ. Кроме того, бизнес может рассчитываться через бартер, цифровые активы и криптовалюту. Некоторые респонденты используют такие инструменты, как взаимозачет (28%) и бартер (17%), 15% — «токенизируют» активы и расплачиваются криптовалютами.
Среди мер, которые могли бы быть предприняты, бизнес назвал развитие СПФС, расширение корреспондентских отношений между зарубежными и российскими банками, снижение регуляторики в области валютного контроля, а также развитие инструментов денежного рынка в несанкционных валютах. Представители бизнеса, участвовавшие в опросе, отметили, что после 24 февраля одной из наиболее предпочтительных валют для внешнеэкономической деятельности стал китайский юань. До начала спецоперации этот показатель был на уровне 4%, после — уже 11%.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.