Запад не отпускает: кандидаты на амнистию капитала не могут перевести активы в Россию
Россияне, желающие воспользоваться четвертым этапом амнистии капитала, который стартовал в марте и продлится до конца февраля 2023 года, сталкиваются со сложностями, рассказали Forbes налоговые консультанты. Проблемы вызывает одно из условий амнистии — физлицо обязано при подаче декларации в российские налоговые органы перевести все указанные средства или финансовые активы с иностранных счетов на российские.
Амнистия капиталов предполагает декларирование имущества, контролируемых иностранных компаний (КИК) и счетов в иностранных банках. При этом все задекларированные денежные средства и финансовые активы должны быть переведены на счета, открытые в российских финансовых институтах.
Четвертый этап амнистии существенно отличается от предыдущих: теперь можно задекларировать наличные денежные средства. Но их также нужно перевести в Россию в течение 30 дней после подачи специальной декларации. В противном случае гарантии в отношении этих наличных предоставляться не будут. Тем, кто воспользуется амнистией, власти гарантируют освобождение от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей и пошлин и от административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.
Но на деле многие физлица не могут перевести средства на российские счета в указанные сроки и воспользоваться амнистией для декларирования зарубежных счетов, говорят Forbes опрошенные налоговые консультанты.
Россияне столкнулись с тем, что банки ряда стран, включая Евросоюз и США, отказывают в переводах денежных средств и ценных бумаг в Россию, в результате выполнение условий амнистии для счетов невозможно, говорит Forbes партнер КПМГ Донат Подниек. «Сложности коснулись декларирования зарубежных счетов у наших клиентов, а это наиболее востребованное направление. В результате амнистия сейчас пользуется гораздо меньшим спросом, чем в предыдущие этапы», — говорит эксперт.
Банки разных стран на практике могут вводить требования даже жестче, чем это предусмотрено санкциями — переводы в Россию серьезно анализируются с учетом внутренних политик комлаенса, поясняет партнер EY Мария Фролова. «Это мешает выполнению условий амнистии», — говорит она. В результате клиенты все чаще смотрят, например, на альтернативный вариант — декларируют акции в КИК, где деньги не нужно «переводить» в Россию, рассказывает Forbes партнер налоговой практики «Технологий Доверия» (ранее работала под брендом PwC) Галина Науменко.
«Получается, что решить проблему можно лишь в случае отмены обязательства зачисления амнистируемых средств на российские счета. Потому что трудности на стороне иностранных банков, и проблема не будет решена до конца года», — говорит Forbes собеседник в одной из крупных консалтинговых компаний, попросивший об анонимности. Исправить ситуацию могло бы уточнение в законе с отменой требования об обязательном переводе средств в Россию, согласен Подниек из КПМГ. Forbes направил запрос в Минфин России.
Впервые амнистия была предложена в 2015 году. В первый этап декларации подали 7000 налогоплательщиков, во второй этап — почти в два раза больше, 12 000. Суммарно обе кампании обеспечили возврат в Россию около около €35 млрд. Результатов завершившейся в феврале 2020 года третьей волны, когда условия амнистии стали жестче — от ее участников требовали репатриации задекларированного имущества, власти не раскрывали.