Выдача ипотеки в апреле рухнула более чем втрое по сравнению с мартом, с 524,9 млрд рублей до 159,3 млрд рублей, следует из данных экспресс-мониторинга Frank RG. Это самое глубокое месячное падение рынка за исследуемый период (с декабря 2013 года). Для сравнения: в «пандемийном» апреле 2020 года выдача жилищных кредитов снизилась лишь на треть.
Падение объема выдачи ипотеки в апреле — это ожидаемое последствие резкого увеличения ставки ЦБ в конце февраля. Тогда регулятор поднял ставку с 9,5% до 20%. В марте ипотека незначительно выросла, что эксперты объясняли отложенным эффектом уже одобренных кредитов. Сейчас этот отложенный эффект сходит на нет, говорит управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов.
В конце марта стало известно, что крупнейший ипотечный банк в России — Сбербанк — отменил многие одобренные еще в начале месяца ипотечные заявки по низкой ставке (в основном 9,8%) и предложил клиентам оформить новые — уже по ставке в районе 19%.
В апреле рынок недвижимости уже ощутил на себе результат сокращения выдачи ипотеки. Например, цены на вторичное жилье в Москве снизились впервые за пять лет.
За счет ипотеки обвалился и общий объем кредитования физических лиц. Так, всего в апреле банки выдали гражданам кредитов на 303,9 млрд рублей — в два раза меньше, чем в марте, и в три раза меньше, чем в феврале. По сравнению с показателями за апрель прошлого года выдача кредитов населению упала на 76,7%. Таким образом, рынок розничного кредитования откатился на уровень 2015–2016 годов, указано в релизе Frank RG.
Кредиты наличными, после обвала на 90% в марте, частично восстановились в апреле: объем их выдачи вырос на 41%, до 105,1 млрд рублей. Однако падение с февральского уровня все равно составляет почти 80%. Для сравнения: в апреле прошлого года объем выдачи кредитов наличными составлял 621,9 млрд рублей.
На примере незначительного и плавного восстановления рынка потребкредитов видно, как будут восстанавливаться и другие виды кредитования, говорит Беликов. По его словам, объем выдачи ипотеки в апреле достиг низшей точки и дальше начнется такой же вялотекущий, стагнирующий рост, который продлится до конца 2022 года. Главным тормозом восстановления рынка ипотечного кредитования эксперт называет повышенные ставки — запущенный ЦБ цикл снижения, вероятно, будет плавным, и резких снижений ставки больше не будет. Кроме того, банки в марте — апреле привлекли среднесрочные и долгосрочные вклады по фиксированной повышенной стоимости, поэтому они будут снижать ставки кредитования плавно.
Еще одна причина — высокая долговая нагрузка населения в кризис, продолжает Беликов. «Инфляция, падение или стагнация реальных располагаемых доходов — все это снижает количество качественных заемщиков. Спрос на кредиты падает, а банки ограничивают новые выдачи из-за возрастающих рисков невозвратов», — объясняет он.