Обвал в добыче и рознице: как падают финансовые потоки в российской экономике
В апреле общий объем входящих платежей в отраслях российской экономики снизился на 0,9% по сравнению со средним уровнем I квартала, свидетельствуют данные мониторинга Банка России. Регулятор анализирует динамику идущих через платежную систему ЦБ финансовых потоков в различных отраслях без поправки на инфляцию. В марте финансовые потоки в целом по отраслям выросли на 4,1% по сравнению со средним уровнем IV квартала 2021 года.
Снижение динамики финансовых потоков в апреле, в отличие от марта, наблюдалось не только в отраслях, ориентированных на экспорт (в их числе добыча полезных ископаемых), но и в потребительских отраслях (например, в торговле). Объем входящих платежей рос только в сферах, ориентированных на инвестиционный спрос и государственное потребление.
Денежные поступления в добывающих отраслях продолжают падать двузначными темпами. В добыче нефти и газа объем платежей снизился на 17,5% к среднему в прошлом квартале (после -47,8% месяцем ранее), в добыче металлических руд — на 8,1% (после роста на 12,1% в марте), в добыче прочих полезных ископаемых — на 23,7% (после мартовских -39,8%). В целом в отраслях, ориентированных на экспорт, объем входящих платежей в апреле упал на 5,2% — в основном из-за падения поступлений в нефтегазовой добыче. ЦБ связывает его с укреплением рубля и снижением физических объемов добычи.
В сферах экономики, ориентированных на потребительских спрос, входящие финансовые потоки снизились на 3,2%. ЦБ объясняет это спадом ажиотажного спроса в розничной торговле (там объем денежных поступлений в апреле упал на 9,6% после роста на 13,8% месяцем ранее). Заметно просели входящие платежи в продажах автомобилей (-35,8%) — это связано как с проблемами с импортными поставками, так и с остановкой производства внутри страны. По статистике Ассоциации европейского бизнеса, в апреле продажи новых легковых автомобилей в России рухнули на 78,5% в годовом выражении.
Согласно месячной разбивке данных, сокращение платежей в рознице действительно иллюстрирует спад потребительского ажиотажа с последней недели марта, но уже с середины апреля ситуация начала стабилизироваться, говорит Forbes эксперт института «Центр развития» ВШЭ Игорь Сафонов. Тенденций к дальнейшему спаду не наблюдается, но и бурного роста показателя вряд ли стоит ожидать — потребители сокращают расходы на непродовольственные товары. «Прогнозировать цифру на конец года сложно, все будет зависеть от динамики инфляции и ключевой ставки. До февраля 2022 года ЦБ, наоборот, пытался охладить спрос в экономике, так что сокращение платежей в рознице — не самый плохой фактор, за счет чего регулятор может снижать ключевую ставку и дальше», — говорит экономист. Определяющими, по его словам, станут II и III кварталы 2022 года.
Рост поступлений ЦБ зафиксировал только в сферах, связанных с инвестиционным спросом, — на 5,9% (там росли финпотоки в научных исследованиях и разработках, а также в строительстве зданий). При этом по некоторым отраслям здесь фиксируется обвал: например, в разработке программного обеспечения (-49,8% к I кварталу) и инженерно-техническом проектировании (-49%). Кроме того, рост наблюдается в отраслях государственного потребления (+4,8%, в основном за счет роста поступлений в сфере госуправления).
В инвестиционном спросе рост в отчете выглядит «скорее оптимистично», в реальном выражении началось, наоборот, снижение показателя, говорит экономист «Ренессанс Капитала» Софья Донец, в том числе из-за того, что в отрасли много импортных комплектующих. «Мы ожидаем, что государственное потребление станет лидером роста до конца года», — сказала экономист.
Платежи в секторе инвестспроса сократятся в части ряда инвестиционных проектов, потерявших актуальность или перенесенных на следующие годы, говорит Сафонов. «Структурные изменения в экономике потребуют вложений: изменение логистических взаимосвязей, поиск новых точек соприкосновения с контрагентами из Азии и Ближнего Востока. Платежи могут быть частично компенсированы за счет этих факторов», — считает эксперт.