Власти могут погасить долги авиаперевозчиков за счет средств ФНБ
Правительство обсуждает новую допэмиссию «Аэрофлота» и выкуп долгов российских авиаперевозчиков за счет средств Фонда национального благосостояния. Эксперты опасаются, что помощь государства независимым авиакомпаниям может снизить конкуренцию на рынке
Власти планируют провести дополнительный выпуск акций группы «Аэрофлот» и погасить долги других перевозчиков за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), чтобы стабилизировать их финансовое состояние, рассказали РБК информированные источники. Пресс-служба Минфина подтвердила, что эти вопросы обсуждаются в правительстве. Минфин, Минтранс и Росимущество должны подготовить проекты распоряжений правительства к 1 июня.
В ходе допэмиссии группы «Аэрофлот», в которую, наряду с одноименной авиакомпанией, входят «Победа» и «Россия», акции планируется разместить по открытой подписке по цене, которую определит независимый оценщик, рассказал собеседник РБК. Доля государства в компании при этом не должна уменьшаться с нынешних 57,34%.
Другим перевозчикам, не входящим в группу «Аэрофлот», власти могут предложить выкуп их ценных бумаг за счет средств ФНБ. Вырученные средства авиакомпании смогут направить на погашение долгов. Представитель «Уральских авиалиний» отметил, что менеджмент перевозчика обсуждает с Минтрансом этот вопрос.
Источник издания, близкий к правительству, отметил, что государство не стремится получить контроль над авиакомпаниями и снизить конкуренцию на рынке авиаперевозок. «Цель обсуждаемых мер, в том числе по возможному выкупу акций, — действенная помощь перевозчикам, оказавшимся в сложной ситуации», — подчеркнул он.
Новая допэмиссия «Аэрофлота» является «инструментом для сохранения авиакомпании как таковой», рассказал РБК главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Но он назвал странным выкуп акций других авиакомпаний, ведь в «непростой для отрасли период важно сохранить больше действительно независимых от государства авиакомпаний, которые умеют сокращать издержки и за счет этого повышать эффективность отрасли». «Если правительство дальше будет накачивать отрасль субсидиями, это может превратить гражданскую авиацию в новый вид общественного транспорта с регулированием тарифов», — признал исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
В последний раз допэмиссия акций группы «Аэрофлот» проходила осенью 2020 года в разгар пандемии коронавируса. Тогда компания привлекла 80 млрд рублей, из них 40,9 млрд было выделено из ФНБ. Правительство в 2020 году выделило всем авиакомпаниям из бюджета 21 млрд рублей. В 2022 году прямая поддержка авиакомпаний вырастет до 110 млрд рублей, пообещал 13 апреля первый вице-премьер Андрей Белоусов. Эти средства призваны помочь отрасли, которая переживает сложные времена: для российских авиаперевозчиков закрыто небо Евросоюза, западные лизинговые компании перестали поставлять им новые самолеты и запчасти. Кроме того, с конца февраля закрыты полеты в южные аэропорты России.