«Ведомости» узнали о просьбе «Роснано» о докапитализации вместо распродажи активов
«Роснано» ведет переговоры с правительством о докапитализации. Она необходима, чтобы отказаться от распродажи активов для погашения долгов перед банками, сохранить портфельные компании и компетенции госкорпорации. Переговоры с кредиторами «Роснано» начала в 2021 году, когда столкнулась с риском дефолта
«Роснано» обратилось к правительству с просьбой о докапитализации. В письме гендиректора «Роснано» Сергея Куликова генеральному прокурору Игорю Краснову говорится о том, что дополнительное финансирование необходимо, чтобы сохранить портфельные компании, а не распродать активы для погашения долгов. С аналогичной просьбой «Роснано» обратилось к премьеру Михаилу Мишустину и министру финансов Антону Силуанову, пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо Краснову и источники, близкие к госкомпании и силовым ведомствам.
По словам источника, близкого к госкомпании, переговоры на тему потребности в докапитализации с правительством ведутся. Необходимую «Роснано» сумму докапитализации собеседники не называют, в письме Краснову Куликов напомнил, что сумма внешнего долга госкомпании на конец 2020 года достигла почти 150 млрд рублей, а к переговорам с кредиторами «Роснано» приступило в 2021 году. Он уточнил, что единовременная поддержка со стороны акционера — правительство через Росимущество — поможет провести реструктуризацию с экономическим эффектом около 10 млрд рублей — за счет снижения стоимости обслуживания и дисконтирования долга.
По данным отчета за II квартал 2021 года, на 30 июня у «Роснано» числилось непогашенных кредитных обязательств на 76,3 млрд рублей. В основном это долги перед Совкомбанком (38 млрд рублей ), банком «Санкт-Петербург» (16,5 млрд рублей) и Промсвязьбанком (16 млрд рублей). Обязательств по облигационным займам было на 70,4 млрд рублей, по данным ежеквартального отчета.
Куликов в письме Краснову отмечает, что погашение кредитов за счет продажи портфельных компаний, во-первых, приводит к потерям: размер дисконта составляет не менее 30%. Во-вторых, растет риск признания компании не способной самостоятельно обслуживать долги — в этих условиях придется «раскрывать» госгарантии, под залог которых были выданы кредиты, пишет гендиректор «Роснано». Прямой ущерб от этой ситуации может составить 108 млрд рублей, пострадает и рынок ценных бумаг, оценил риски Куликов. По его мнению, «проведение докапитализации «Роснано» представляется еще более эффективным сценарием, чем расчистка баланса и фактическая распродажа имущественного комплекса в целях закрытия долговых обязательств».
В своем письме он признал, что необходимо будет пересмотреть систему владения и управления в интересах наиболее полного использования научно-технологического потенциала и для снижения санкционной уязвимости. В 2021 году рентабельность от выходов из «исторического портфеля» «Роснано» составила 8,3%, сообщил близкий к компании источник. По его словам, на конец года доходность инвестиций превысила 2% годовых.
По словам собеседника газеты, основная причина дефицита имущества для погашения обязательств — несоответствующая мировой практике система финансирования венчурных инвестиций за счет кредитов: банки уже получили около 126 млрд рублей начисленных процентов. Неэффективность такой политики наглядно иллюстрируют финансовые показатели, сказал источник в «Роснано». Размер выплаченных процентных платежей по долгу на 35 млрд рублей превышает сумму накопленного убытка (на 30 июня 2021 года — 92 млрд рублей, следует из отчетности по МСФО), отметил собеседник. Если бы обслуживание долга не обходилось в такую сумму, компания была бы прибыльной, подытожил он.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов отметил, что в нынешних условиях, когда рынок фактически очистился от множества западных игроков, у проектов «Роснано» появился шанс на вторую жизнь. По его мнению, если и проводить докапитализацию, то исключительно при условии сокращения издержек и повышения эффективности. «Роснано» на протяжении многих лет «инвестирует в такие области, как медицина, фармацевтика, оптика, инжиниринг, цифровые технологии», напомнил заместитель председателя комитета Российского союза по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, бывший топ-менеджер Российской венчурной компании (один из государственных институтов развития) Алексей Басов.
Общий объем господдержки «Роснано» с момента основания составил более 404,6 млрд рублей, из которых 132,3 млрд рублей было прямое финансирование, еще 20,3 млрд рублей выделили дочернему Фонду инфраструктурных и образовательных программ, по данным Росказначейства, а 252 млрд рублей составили госгарантии, сообщали ранее «Ведомости». Среди топ-20 по сумме вложений проектов «Роснано» 14 были связаны с иностранными или офшорными компаниями, а объем их финансирования составил 87 млрд рублей. В целом среди топ-20 крупнейших по финансированию проектов «Роснано» три закончились банкротством или ликвидированы, а еще девять убыточны.