Оценка трендовой инфляции в России в марте выросла с 6,42% до 9,52% на пятилетнем интервале, сообщает ЦБ. Это самый заметный рост показателя с 2015 года, когда Банк России начал его рассчитывать, вскоре после перехода к таргетированию инфляции. Оценка на трехлетнем интервале выросла с 6,98% до 10,96%.
Резкое повышение оценки «указывает на значительный рост цен по широкому кругу потребительских товаров и услуг, вызванный изменением внешних условий и всплеском потребительского спроса». ЦБ отмечает, что в конце марта-начале апреля недельный рост цен существенно замедлился, в том числе из-за укрепления курса рубля, однако пока темпы роста цен остаются высокими, а «баланс рисков остается смещенным в сторону проинфляционных».
Трендовая инфляция — это сглаженный или усредненный показатель роста цен за длительный период времени, объясняет управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин. Она учитывает общий тренд за несколько лет и поэтому сильно отстает от актуальных данных. Резкий скачок трендовой инфляции — последствие роста цен в марте, говорит экономист. «Это просто математическая история: представьте инфляцию за последние три года. Если мы ее усредним, то месячные данные за март ее резко подбросят вверх. Но об актуальном росте цен это нам мало что скажет», — объясняет Сусин. По его словам, трендовая инфляция еще долго будет оставаться на высоком уровне, потому что она будет учитывать рост цен в марте. Поэтому все усредненные/модельные показатели роста цены нужно воспринимать осторожно — намного важнее показатели недельной и месячной инфляции, предупреждает экономист. Они показывают актуальную картину, а трендовая инфляция с точки зрения принятия решений не значима.
По итогам марта, по данным Росстата, годовая инфляция ускорилась до 16,7% с 9,15% в феврале. При этом темпы недельного роста цен в последнее время снижаются — если в первые полмесяца после начала «спецоперации»* России на Украине и ужесточения западных санкций показатель превышал 2%, то на неделе с 26 марта по 1 апреля замедлился до 0,99% вследствие спада ажиотажного спроса. Новых прогнозов по инфляции по итогам 2022 года регулятор не давал, согласно медианному прогнозу экономистов, опрошенных банком России, инфляция может по итогам года достигнуть 20%, прогноз Всемирного банка — 22%.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.