«Жужжащая муха», «атакующий вепрь»: эксперты классифицировали санкции против России
Самая слабая группа санкций, по мнению автора записки, руководителя направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрия Белоусова (брат основателя центра, ныне первого вице-премьера Андрея Белоусова), проходит под условным названием «жужжащая муха». Речь идет о «психологически неприятных санкциях, не вызывающих принципиального воздействия на производственный потенциал». К таким санкциям относится, например, запрет на экспорт в Россию товаров престижного потребления. «Серый рынок таких товаров хорошо развит, и доступ к ним так или иначе обеспечивается», — констатирует автор записки. О запрете на ввоз в Россию предметов роскоши (дорогих автомобилей, ювелирных изделий) уже объявили Великобритания и Евросоюз.
Запрет на поставку значимых видов продукции — санкции группы «злая собака» — существенно влияет на рынок, однако эффект может быть нивелирован за счет внутреннего производства или импорта из стран, не вводивших санкции. Речь идет, например, о запрете на ввоз мобильных телефонов, бытовой техники и грузовиков. Основной риск этих санкций в том, что доступ указанных товаров на российский рынок может быть нестабильным (например, из-за того, что страны, которые сами не вводили ограничений против России, будут опасаться вторичных санкций). В итоге эти риски будут транслироваться в цену товара для конечных потребителей, так что этот тип санкций «уже несет заметные риски», указывает Белоусов.
Санкции, которые блокируют те или иные производственные цепочки, — это «атакующий вепрь». Пример подобных санкций — ограничения на импорт процессоров (такие меры ввели США, о приостановке поставок в страну уже объявили крупнейшие производители, AMD и Intel), запчастей для авиации, отзыв сертификатов летной годности у российских самолетов (как сделали Бермудские острова). Этот вид санкций для российской экономики — один из самых значимых. На примере авиационной отрасли автор записки предлагает вариант адаптации — лизинг самолетов в не присоединившихся к санкциям странах, выдача национальных летных сертификатов самолетам, произведенным в США и ЕС, продажа требующих капитального ремонта самолетов в третьи страны.
Ограничения, которые на первый взгляд малозначимы, но могут в итоге резко негативно повлиять на производство, — в группе «скрытая угроза». Это запрет на поставки различных запчастей, химических составов, красителей и т. д. Этот уровень товаров «скрыт» от уровня антикризисной политики государства внутри производственных цепочек компаний.
Самые чувствительные санкции — «гремучая змея», ограничения, которые сложно обойти. Это запрет на ввоз продукции от уникальных поставщиков (например, микрочипов из Тайваня, авиационной и судовой электроники и т.д.), закрытие неба ЕС для российских самолетов и отказ от обслуживания российских судов в портах. В эту же группу Белоусов вносит запрет на участие российских ученых в «международной кооперации».
Белоусов также выделил несколько стадий реагирования на санкции. Первая занимает пару месяцев — это период эскалации кризиса, сопровождаемый, в частности, высокой инфляцией. Автор записки на этой стадии основными направлениями действий властей называет «применение максимально болезненных встречных санкции» с одновременным ведением переговоров о взаимном отказе от самых чувствительных из них (по принципу «титан в обмен на авиазапчасти»), облегчение доступа к российским ресурсам третьих стран, стимулирование сохранения занятости, льготное кредитования компаний из сектора МСП и т. д.
Вторая стадия — первичная стабилизация, которая продолжается около года. Власти в этот момент должны стимулировать самозанятость, снизить нагрузку на малый бизнес, модернизировать транспортно-логистическую инфраструктуру на восточном и южном направлениях, использовать «зачетные механизмы» во взаимной торговле со странами-партнерами с целью экономии валюты и т.д. Наконец, третий этап (автор записки отводит на него еще два-три года) — это «переход к развитию» на базе выращивания «технологических чемпионов» с экспансией на рынки стран-партнеров.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.