24 февраля США ввели ограничения на работу российских банков. 1 марта к американским санкциям присоединился ЕС, который принял решение отключить от международной межбанковской системы SWIFT ВТБ, банки «Россия» и «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ.РФ. Под самые жесткие ограничения (согласно списку SDN Минфина США) попали ВТБ, «Открытие», Совкомбанк, Промсвязьбанк и Новикомбанк — все юридические лица и граждане США не могут иметь с ними никаких экономических отношений. Сбербанку заблокировали корсчета, заморозив возможность проводить любые операции в долларах и евро. Альфа-банк, РСХБ, МКБ и Газпромбанк не смогут привлекать финансирование на срок дольше 14 дней.
100 надежных российских банков — 2022. Рейтинг Forbes
Новые уровни
Согласно экономической теории любая банковская система имеет два уровня: первый уровень — это Центральный (национальный) банк, второй уровень — банки и небанковские кредитные организации, а также представительства иностранных банков. С февраля 2022 года в России, похоже, банковская система будет многоуровневой. Банк России, безусловно, при любых катаклизмах останется на первом уровне.
Крупнейшие российские банки — условный второй уровень — попали под санкции и не могут проводить международные расчеты в долларах, фунтах стерлингов и евро, но внутри России их риски по-прежнему минимальны, все обязательства и платежи в рублях исправно исполняются. При этом пока в России остаются «дочки» иностранных банков. ЦБ ограничил им возможность переводить валюту частных клиентов за границу, но на обратные трансакции рестрикций нет. Помимо этих банков, есть множество частных, которые не попали под санкции со стороны Запада, именно они, как и дочерние иностранные банки, смогут проводить платежи за импорт и экспорт — это и есть третий уровень.
По мнению управляющего директора Arbat Capital Александра Орлова, иностранные банки в конце концов уйдут из России, продав свои дочерние организации, например, менеджменту. «Госбанкам не продашь, самый простой путь — продать менеджменту за 1 рубль. Эти банки хорошо капитализированы, прибыльны, они вполне нормально смогут функционировать в руках менеджмента», — говорит он. Если все застынет в текущем состоянии и от SWIFT не отключат все российские банки, сформируется большая банковская система, которая будет нормально функционировать внутри страны, а также небольшой кластер банков для внешнеэкономической деятельности, размышляет Орлов.
Хорошая новость для некрупных банков — они наконец-то получили реальные шансы побороться за рынок с государственными и квазигосударственными гигантами, считает основатель агентства «БизнесДром» Павел Самиев.
Маленькие банки получили уникальный шанс, но им придется очень сильно постараться, чтобы его не упустить, считает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов. «В стране остаются деньги, какой-то бизнес, никто этого всего не отменял, а значит, потребуются банки для обслуживания этих потоков», — говорит он. При этом высокая ключевая ставка 20% годовых, которой Центробанк удерживает инфляцию и курс, де-факто означает отсутствие кредита в стране. «Сейчас нет никаких экономических причин брать кредит, а кредит — это основа экономики», — полагает профессор ВШЭ, основатель телеграм-канала bitkogan Евгений Коган. Он также обращает внимание, что с такими ставками остановится факторинг (торговое финансирование), это будет означать замедление торговой активности и дефицит товаров.
По мнению Самиева, ключевая ставка 20% годовых предполагает, что корпоративный кредит должен выдаваться под 23–25%. «Такой кредит должен кем-то субсидироваться или его придется потом списать», — говорит он. Он считает, что девять из десяти заемщиков не смогут расплатиться с банками при таких ставках кредита.
С февраля банки могут не раскрывать на своих сайтах, а также на сайте Банка России основные формы отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ). ЦБ решил сократить объем раскрытия финансовых данных «для ограничения рисков кредитных организаций, связанных с введенными западными странами санкциями». «Когда банки начнут публиковать отчетность, мы увидим ухудшение качества активов», — считает Самиев.
Ландшафт банковского рынка, похоже, сильно изменится. Грибанов прогнозирует большое количество слияний и поглощений, в результате чего на рынке останется 50–100 банков. «Предпосылок для самого мрачного сценария — восстановления советской системы спецбанков — я не вижу», — заключает он.
Золотой стандарт
Заморозка США и Европой международных резервов Банка России стала одним из самых неожиданных и жестких решений. Кажется, в возможность такого сценария всерьез никто не верил и не готовился к последствиям. Это решение привело к немедленной девальвации рубля и введению в России контроля за движением капитала.
Резидентам сначала запретили открывать счета за рубежом и переводить туда валюту, затем вывозить из страны наличные в сумме более $10 000, переводы нерезидентов ограничили суммой $5000, а экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки. Эти решения были приняты, чтобы остановить бегство капиталов из страны. И они эффективно остановили панику валютных вкладчиков, которым оказалось незачем забирать сбережения из банков — все равно наличные доллары и евро невозможно вывезти, считает Орлов. Решение о замораживании активов ЦБ не только ударило по рублю, оно подрывает доверие к доллару, считает стратег по процентным ставкам Credit Swiss Золтан Поцар. Ведь США замораживают долларовые активы центробанков не впервые — такое же решение было принято в отношении ЦБ Афганистана, когда в стране к власти пришел Талибан, а также в отношении ЦБ Ирана. Эти прецеденты, считает Поцар, заставляют центральные банки всех стран пересмотреть свое отношение к доллару как к резервной валюте, поскольку их резервы могут оказаться недоступными в критической ситуации. К январю в резервах Банка России было золота на $120 млрд, это больше, чем резервы в долларах, пишет Bloomberg. Объем золотовалютных резервов составлял около $650 млрд. Теперь же, когда ЦБ потерял доступ к долларам и евро, золото — основной актив российских резервов.
По мнению Золтана Поцара, рубль потенциально становится валютой, обеспеченной золотом, и в текущей ситуации такой якорь российской валюте крайне необходим. «Пока рано говорить о золотом стандарте, но мы дрейфуем в его сторону», — сказал Forbes экономист, попросивший об анонимности. По его мнению, после решения о блокировке резервов Банка России центральные банки будут пересматривать подходы к системе обеспечения финансовой стабильности. При этом привязка рубля к золоту не означает твердой валюты со стабильным курсом: «Золото тоже волатильно, оно потеряло свою монетарную роль с тех пор, как мир отказался от золотого стандарта». По его мнению, отмена НДС при продаже золотых слитков актуальна как раз в свете всех этих соображений — слитки могут стать «тихой гаванью» в условиях экономического стресса, раз уж доллар и евро утратили такую функцию.
Возможные сценарии
Ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов считает, что ситуация в экономике может развиваться по нескольким сценариям. Первый — катастрофичный: полный провал переговоров и эскалация ситуации. «Тут возможен полный арсенал санкций, а также столкновения с третьими странами, иными словами, третья мировая война», — говорит он.
Второй — нейтральный: завязание в конфликте. «В этом случае Россию будут пытаться изолировать от всего, от чего возможно. Это сценарий Ирана». Третий — оптимистичный: стороны смогут найти компромисс, и часть санкций будет снята. «Все санкции не уберут, это понятно, они легко вводятся, но очень тяжело отменяются», — говорит Ениколопов. При этом он прогнозирует инфляцию, отрицательный экономический рост и резкое падение уровня жизни.
Опрошенные Forbes финансисты не ждут гиперинфляции, полагая, что рост цен останется в пределах 15–20%. Интересно, что эксперты считают макроэкономические условия не изменившимися. «Физический экспорт из страны почти не ограничен, то есть денежные потоки не изменились. Набирающая темпы мировая инфляция, в частности в США она выросла до 7,5% и в Европе до 5% — это максимум за 40 лет, ограничивает возможности по введению эмбарго на экспорт продукции из России. Мир находится в структурном дефиците сырья, и эта ситуация будет сохраняться еще один-два года. Даже в санкциях на банки отдельным исключением идет разрешение на расчеты за поставку нефти и газа», — сказал Forbes один из финансистов.