За неделю с 5 по 11 марта потребительские цены в России выросли на 2,09% — исходя из этих данных, годовая инфляция в России за эти семь дней ускорилась с 10,42% до 12,55%.
На неделе 5-11 марта заметно выросли цены на продовольствие. Помидоры и бананы, резко подорожавшие неделей ранее (на 8 и 7% соответственно), на прошлой прибавили в цене еще сильнее: на 12% и 11%. С начала марта они подорожали на 17% и на 16% соответственно. Сахар подорожал на 13% за неделю и на 15% — с начала месяца. Рост цен на яйца, сливочное масло и сметану ускорился почти втрое, а на подсолнечное мало и соль — более, чем вдвое, а на муку — почти в восемь раз.
С начала марта подорожало питание и товары для детей: детское питание — на 4-5%, пеленки для новорожденных и бумажные подгузники – на 5-6%. Продолжают дорожать лекарства и витамины: стоимость поливитаминов, комбинированных анальгетиков, нимесулида, корвалола и левомеколя 11 марта была на 9% выше, чем в конце февраля.
На этом фоне резко замедлился рост цен на автомобили и бытовую технику. Так, новые отечественные автомобили — одни из лидеров удорожания в начале марта — на прошлой неделе почти не прибавили в цене: их стоимость после скачка на 17% увеличилась всего на 0,4%. Рост стоимости иномарок за неделю замедлился более чем вдвое — с 15% до 7%. Эксперты автомобильного рынка указывают, что цены на автомобили растут как у официальных дилеров, так и на вторичном рынке, поскольку многие автопроизводители приостановили поставки машин в Россию.
Аналогичная ситуация с бытовой техникой и электроникой: рост цен на телевизоры замедлился с 15% до 13%, на смартфоны — с 10% до 7%, на пылесосы — с 15% до 8%. Судя по данным Росстата, цены на бытовую технику и автомобили в начале месяца подняли разово, предполагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
На конец февраля — начало марта пришелся резкий рост валютного курса, напоминает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. Затем курс расти перестал, хотя и остался крайне высоким, его давление на цены снизилось, и, как следствие — стабилизировался рост стоимости авто и бытовой техники, продолжает он. Кроме того, обеспеченность бытовой техникой в России достаточно высокая, поэтому на неделе 5-11 марта многие потребители перешли на планирование покупок продовольствия, а также — в связи с праздниками — косметики и парфюмерии.
Тем не менее, автомобили и бытовые приборы еще не достигли пределов удорожания, уверен эксперт: с российского рынка уходят производители автомобилей и некоторые предприятия, занятые сборкой бытовой техники, не все виды которой изготавливаются отечественными производителями.
Зато поездки в Турцию почти не сбавляют темпы удорожания: на неделе, завершившейся 11 марта, путевка подорожала на 28% после роста на 29% неделей ранее.
Конец февраля — начало марта отметились ажиотажным спросом на ряд товаров из-за введения западных санкций после начала «спецоперации»* на Украине, обесценения рубля и ухода многих иностранных производителей и продавцов с российского рынка. По подсчетам NielsenIQ, темпы роста продаж продуктов и товаров повседневного спроса у ретейлеров выросли более чем вдвое; спрос на бакалею увеличился почти на 50% в годовом выражении, ажиотажные закупки коснулись также кофе, чая, товаров для гигиены и алкоголя. Ранее ретейлеры сообщали о скачке спроса на iPhone и другую технику Apple и росте цен на 15-20%. Производители лекарств сообщали о нехватке сырья из-за введенных санкций, а потребители, со своей стороны, закупали медикаменты впрок, создавая ажиотажный спрос.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.