Федеральная резервная система США повысила базовую ставку на 0,25 п. п., до диапазона 0,25-0,5%. Это первое повышение ставки американским регулятором с декабря 2018 года.
В релизе ФРС отмечает, что показатели экономической активности и занятости продолжают укрепляться, в то время как инфляция остается повышенной, что отражает дисбаланс между спросом и предложением, вызванный последствиями пандемии и высокими ценами на энергоносители. «Вторжение России на Украину вызывает огромные экономические и человеческие трудности. Последствия для экономики США весьма неопределенны, но в ближайшем будущем связанные с этим события, вероятно, создадут дополнительное повышательное давление на инфляцию и снизят экономическую активность», — указывает ФРС. Кроме того, начиная с одного из ближайших заседаний ФРС планирует начать продавать со своего баланса гособлигации и облигации казначейства, которые покупала на рынке в период действия политики количественного смягчения. Таким образом, регулятор перейдет к «количественному ужесточению» (quantitative tightening, QT).
Американский регулятор существенно снизил ожидания по экономическому росту в 2022 году — согласно медианному прогнозу, он составит 2,8%, притом что в декабре прогноз был 4%. По росту экономики в 2023-2024 годах прогноз неизменен — 2,2 и 2% соответственно. Прогноз по инфляции вырос — с 2,6 до 4,3% в 2022 году (при таргете в 2%). Медианный прогноз членов ФРС показывает, что к концу 2022 года ставка повысится еще шесть раз, и три-четыре раза — в 2023 году.
ФРС приняла решение, которое и ожидал рынок. В начале марта глава Федрезерва Джером Пауэлл, выступая в Конгрессе, подчеркнул, что на мартовском заседании регулятора поддержит повышение ставки на 0,25 п. п. Исходя из котировок фьючерсов на базовую процентную ставку, вероятность повышения на 0,25 п. п. накануне оценивалась рынком выше 98%. Учитывая, что повышение ставки настолько ожидаемо, большого влияния на рынки от этого не будет, говорил глава аналитической компании Bespoke Investment Group Пол Хики. «В ближайшие пару недель политика ФРС займет свое место на задних рядах, уступив место геополитике», — считает он.
Ставка держалась на околонулевых уровнях с марта 2020 года — тогда ФРС в течение двух недель снизила ее с 1,5-1,75% на фоне начавшейся пандемии и локдаунов. Снижение ставки, а также прямые выплаты правительства в адрес большей части американцев и программа количественного смягчения, предполагавшая неограниченную скупку активов с рынка (казначейских долговых обязательств и ипотечных облигаций), должны были стимулировать экономику и поддерживать уровень ликвидности на рынках.
С осени прошлого года ФРС начала сворачивать стимулирующую политику на фоне высокой инфляции, которую руководство регулятора долгое время считало временным фактором, вызванным восстановлением экономики после коронавируса. В ноябре было объявлено о постепенном сокращении программы количественного смягчения — на тот момент ФРС покупала облигации на открытом рынке на $120 млрд в месяц. Полностью программа будет свернута в марте. При этом потребительская инфляция уже несколько месяцев держится на максимумах за десятилетия — по итогам февраля ее уровень составил 7,9% год к году, это рекорд с января 1982-го.
Выступая в Палате представителей США, Пауэлл отметил, что ФРС готова к более решительным шагам на дальнейших заседаниях, если инфляция не будет снижаться. Он также отмечал, что ситуация на Украине создала дополнительные риски как для инфляции — из-за роста цен на энергоносители и сырье, так и для экономического роста.
Рынок закладывает шесть повышений ставки до конца года — то есть на всех оставшихся заседаниях ФРС.