Американский Interactive Brokers ввел плату за проверку «подозрительных» клиентов
Американский брокер Interactive Brokers объяснил введение для российских клиентов дополнительной платы от $150 до $1400 в год за due diligence. Сбор применяется только к тем счетам, стоимость проведения антиотмывочной проверки которых превышает размер активов на них. У клиентов с высоким риском нарушения требований законодательства о борьбе с отмыванием денег ряд операций был ограничен, сказали в компании
Операции по счетам инвесторов-клиентов американского брокера Interactive Brokers (IB) в России были ограничены из-за необходимости проверки аккаунтов по антиотмывочным обязательствам компании. Об этом сообщили газете «Коммерсантъ» в IB. Там добавили, что дополнительная плата за due diligence — от $150 до $1400 в год — вводится с 1 января только для тех клиентов с высоким уровнем риска отмывания денег, активы которых на счетах брокера ниже затрат на проведение их проверки.
Interactive Brokers работает в 33 странах мира, компания позволяет инвестировать в акции, опционы, фьючерсы, валюты, облигации и фонды с единого интегрированного счета. Собственный капитал брокера превышает $10 млрд, а количество клиентских аккаунтов — 1,5 млн. IB популярен в России за счет низких тарифов и доступа к иностранным рынкам. Во второй половине 2021 года после штрафа от американского регулятора из-за недочетов в борьбе с отмыванием денег брокер ограничил работу с клиентами в России.
По словам начальника отдела интернет-брокера на международных рынках «БКС Мир инвестиций» Александра Цукермана, сейчас «никто из крупных компаний в России не работает с Interactive Brokers». Собеседник газеты, близкий к IB, оценил количество розничных инвесторов, работающих с брокером, в 10 000 человек, а сумму на их счетах — не менее чем в $100 млн. В IB не стали подтверждать или опровергать эти оценки.
По словам управляющего партнера Borenius в России Андрея Гусева, многие финансовые институты на брокерском рынке в начале года проводят проверки соблюдения антиотмывочного законодательства (Anti-Money Laundering). В большинстве случаев клиентов о ней не оповещают, сама процедура проходит автоматизированно. В случае подозрений (по словам Гусева, сигналом может быть налоговое резидентство или гражданство клиента) сотрудник проводит вручную расширенную проверку (enhanced due diligence). Такая проверка требует дополнительных затрат, добавил собеседник газеты.
Старший юрист практики банковского и финансового права, рынков капитала АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Максим Барышев назвал фактором риска при оценке клиента его проживание в странах, против которых применяются международные санкции — из-за несоблюдения требований FATF (международная группа по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма) и поддержки терроризма — или отмечается высокий уровень коррупции. Среди других факторов — отказ предоставить запрашиваемые данные, нестандартные или необычно сложные инструкции по порядку проведения расчетов, добавил собеседник.
Гусев уточнил, что зачастую расширенная проверка проводится для клиентов, выбранных системой случайно, поэтому письмо о введении доплаты пришло не всем. Барышев допустил, что размер комиссии может зависеть от размера вознаграждения, выплачиваемого брокеру клиентом, а не от стоимости активов на брокерском счете клиента. Он предположил, что комиссия может быть средством для отсечения клиентов, которые долгое время не проводили операций по счету и не приносили дохода брокеры.