МВФ оценил риски превращения центробанков в регуляторов ESG-финансирования
Аналитики Международного валютного фонда назвали риски активного привлечения центробанков к зеленому переходу. По их оценке, это может привести к чрезмерной волатильности на финансовых рынках и возникновению ESG-пузырей. Фонд призвал не возлагать на центробанки задач по обеспечению перехода к низкоуглеродной экономике без координации с правительствами
Международный валютный фонд (МВФ) предупредил, что вмешательство центробанков в ESG-финансирование (ESG, проекты экологического, социального, устойчивого развития) может обернуться потерями репутации финансовых регуляторов и вызвать волатильность на финансовых рынках и появление зеленых пузырей. Фонд призвал отказаться от практики назначения центробанков ответственными за переход к низкоуглеродной экономике без координации с правительствами, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование аналитиков МВФ Димитрия Демекаса и Пьерпаоло Гриппы.
В исследовании «Финансовое регулирование, изменение климата и переход к низкоуглеродной экономике» аналитики пришли к выводу, что диагностические и политические инструменты центробанков в вопросах ESG находятся на раннем этапе развития. Они не позволяют регуляторам просчитывать последствия действий в области зеленого финансирования из-за высокой неопределенности климатических рисков. В то же время сторонники скорейшего энергоперехода считают, что центробанки должны перенаправить кредитные ресурсы в зеленые инвестиции, ограничив кредитование недостаточно экологичных проектов. Регуляторы, по их мнению, должны требовать от всех участников финансового рынка планов декарбонизации и их выполнения.
В МВФ отметили, что такие требования могут противоречить финансовому законодательству и угрожают разбалансировать рынки. По мнению аналитиков, центробанки должны на практике обеспечить лишь информационную прозрачность и равные правила игры, а оценивать проекты по декарбонизации должен сам финансовый рынок. Помочь ему в этом должны, считают в МВФ, таксономии — системы классификации инвестиций в экологические проекты и проекты устойчивого развития.
Центробанки могли бы контролировать соответствие таксономиям инструментам зеленого финансирования, которые сейчас выходят на рынок под маркой ESG без независимого внешнего подтверждения. Уже имеющиеся таксономии в МВФ назвали далекими от идеала. По оценке аналитиков, они работают в пользу существующих зеленых активов, но не стимулируют инвестиции и инновации в коричневом секторе, даже если там реализуют планы энергоперехода.
Российский ЦБ пока ограничивается публикацией ESG-рекомендаций, разметкой ключевых тактических целей дорожной карты в области устойчивого развития и разработкой глоссария, что соответствует рекомендациям МВФ. Включение данных о ESG-планах компаний в перечень информации для обязательного раскрытия обсуждается. Отечественная таксономия, утвержденная правительством в сентябре, учитывает как зеленые, так и адаптационные проекты. Российские компании ограничиваются выпуском ценных бумаг под конкретный зеленый проект или портфель проектов, а регулирование не учитывает достижение всей компанией-эмитентом целей по углеродной нейтральности или значительному снижению выбросов.
По данным исследования рынка устойчивых инвестиций Global Sustainable Investment Review 2020, ESG-инвестиции продолжают расти в большинстве регионов мира, при этом наибольший рост в абсолютном выражении за последние годы наблюдается в Канаде (рост на 48%), за ней следуют США (42%) и Япония (34%). Россия занимает 46-е место в ESG-рейтинге Sustainable Development Report 2021, находясь между Болгарией и Боснией и Герцеговиной.