Турагенты пожаловались на неоказание страховой помощи выпившим путешественникам
Туристические агенты попросили Роспотребнадзор проверить типовые договоры страхования выезжающих за рубеж. Они пожаловались на рост числа случаев, когда туристов просят пройти тест на уровень алкоголя, чтобы отказать в компенсации расходов за оказанную за рубежом медпомощь в случае положительного результата
Компании-турагенты зафиксировали рост жалоб туристов на страховые компании, которые отказываются от выполнения обязательств по оказанию помощи путешественникам, если они находились в состоянии алкогольного опьянения. Туркомпании попросили ведомство провести проверку условий страхования выезжающих за границу туристов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо генерального директора сервиса OnlineTur.ru Андрея Бородина в Роспотребнадзор. В ведомстве пообещали рассмотреть полученное обращение в установленные законом сроки.
В письме отмечается, что от туристов, которым требуется медицинская помощь, могут потребовать пройти тест на наличие алкоголя в крови, а без теста они не могут претендовать на получение компенсаций от страховых компаний. Клиники на местах, пишет автор обращения в Роспотребнадзор, даже предлагают туристам за вознаграждение подменить положительный результат теста отрицательным. Такие действия в письме назвали незаконными, пояснив, что фактически предоставление услуг по страховке ставится в зависимость от приобретения услуги медицинского освидетельствования.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе объяснила, что действие большинства страховых полисов не распространяется на травмы, несчастные случаи и отравления, полученные в состоянии алкогольного опьянения. Газета ознакомилась с базовыми договорами семи компаний, во всех них содержался пункт о состоянии алкогольного опьянения. Майя Ломидзе сказала, что подобная практика существовала всегда и поэтому назвать ее проблемой для турбизнеса нельзя. Представитель «Интуриста» Дарья Домостроева подтвердила, что все полисы в туристических пакетах включают в себя пункт о том, что травма, полученная в состоянии опьянения, не страховой случай.
Туроператоры при этом отметили, что порядок определения опьянения часто не регламентирован. По словам Ломидзе, решение, как правило, принимается по визуальным признакам. В письме OnlineTur.ru говорится, что в правилах нет критериев определения состояния алкогольного опьянения, в то время как путешественникам в отелях и на экскурсиях могут предлагаться слабоалкогольные напитки, которые не приводят к опьянению, но дают положительный результат теста на алкоголь.
В OnlineTur.ru привели и примеры, когда страховщики отказываются от выплат, если происшествие произошло из-за опьянения третьего лица, например, водителя. Исполнительный директор страховой компании EVR Юлия Алчеева отметила, что в большинстве случаев к трагедии приводит именно злоупотребление алкоголем, а уровень промилле в крови позволяет установить прямую причинно-следственную связь.
Алчеева рассказала, что необходимость сдачи тестов на алкоголь в крови регламентируется медицинскими протоколами страны пребывания. Определение уровня алкоголя в крови необходимо либо медикам для принятия решения о назначении препарата, либо полиции для расследования обстоятельств происшествия. Управляющий партнер бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко предположил, что туристам в спорных ситуациях Роспотребнадзор посоветует отстаивать свои интересы в судах.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин добавил, что выездные пляжные туры обычно включают в себя стандартную, наиболее бюджетную страховку, дополнительные опции может запросить сам турист. Другой собеседник газеты на туррынке не уверен, что страховщики будут готовы взять на себя финансовые обязательства перед туристами, которые травмировались в состоянии опьянения.