Минфин и ФНС доработали законопроект о блокировке имущества компаний
В новой версии законопроекта из-под риска блокировок имущества вывели налогоплательщиков, которые платят от 2 млрд рублей налогов, компании, которые добровольно открывают налоговой доступ к своим данным, и производителей вакцин от коронавируса. Ранее проект был раскритикован бизнес-объединениями, а премьер Михаил Мишустин поручил его переделать
Законопроект о превентивной блокировке имущества компаний из-за долгов по налогам был существенно смягчен при доработке. В частности, из-под угрозы блокировки вывели крупных налогоплательщиков (более 2 млрд рублей налогов в год), организации, предоставившие доступ к данным налоговикам, и производителей вакцин, пишут «Ведомости» со ссылкой на новую версию законопроекта.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за два года налогоплательщики, в отношении которых проводились проверки, скрыли активы на сумму около 170 млрд рублей. Первая версия законопроекта позволяла руководителям налоговых органов принимать решения на свое усмотрение – если они видят риск вывода активов. В доработанной редакции руководство налогового органа сможет заблокировать имущество компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП) после составления акта камеральной проверки и решения о проведении выездной. Решение обязательно должно быть согласовано с вышестоящим налоговым органом. Сейчас налоговики вправе вводить обеспечительные меры только в результате выездной проверки должника.
Минэкономразвития провело совещания с представителями предпринимательского сообщества – Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой (ТПП), «Деловой Россией» и «Опорой России», сообщил представитель министерства. Законопроект дорабатывался с учетом предложений, высказанных на этих мероприятиях. Доработанную версию Минэкономразвития согласовало без замечаний. Комиссия правительства по законопроектной деятельности рассмотрела новую редакцию 20 декабря. Помимо Минэкономразвития, новый проект согласован с Центробанком, ФНС и Росреестром, следует из материалов к нему.
Что еще изменилось в законопроекте после доработки:
- Налоговая не сможет запретить бизнесу распоряжаться средствами на счетах, готовой продукцией, в том числе товарами для перепродажи, сырьем и материалами.
- Запрещено блокировать единственное жилье ИП, кроме квартир в ипотеку.
- Определена последовательность блокировок имущества. Сначала может быть заморожена только недвижимость. Если у компании ее нет или стоимость не покрывает недоимку, налоговая заблокирует транспорт, предметы дизайна помещений. В последнюю очередь — ценные бумаги.
- Стоимость заблокированного имущества не должна превышать долг, выявленный камеральной проверкой, и разницу между средней налоговой нагрузкой по отрасли и налоговыми платежами предприятия.
- ФНС будет публиковать на сайте, каким компаниям назначены выездные проверки и на какое имущество наложены обеспечительные меры.
- Обеспечительные меры не затронут компании с небольшими долгами в сравнении с уплаченными налогами (не более 10% налогов, внесенных за проверяемый период, или 3 млн рублей); с отклонением от среднеотраслевой налоговой нагрузки не более 1/12 общей суммы налогов, которую компания заплатила за три предыдущих года; при отклонении от среднеотраслевой нагрузки менее 1/10 кадастровой стоимости недвижимости, не обремененной залогом на дату решения о выездной проверке.
Изменения позволят минимизировать риски для добросовестного бизнеса, сказал представитель РСПП. Глава экспертного центра по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин отметил, что авторы законопроекта учли предложения преимущественно крупнейшего бизнеса. «Теоретически почти каждый может попасть под ограничения. Это создает дополнительную неопределенность в бизнесе в не самый удачный период делового цикла», – считают в «Деловой России». Право вводить ограничения на операции с собственным имуществом в момент выездной проверки, которую налоговая назначает на основе внутренних методик расчета налоговой нагрузки, «по-прежнему представляется избыточным», отметил Никитин.
Руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов предупредил, что бизнес начнет чаще дробить функции владения и пользования имуществом для защиты собственности. Автоматическая разморозка активов, в случае если налоговая затянет проверку, стимулирует инспекции укладываться в установленные законом сроки, добавил он. Публикации же о блокировке имущества компаний на сайте ФНС несут серьезные репутационные и экономические риски для компаний, отметил аналитик. Закон вступит в силу через год после публикации, за это время можно успеть вывести активы, но потом норма о блокировках «останется с нами надолго, если не навсегда», заключил собеседник.