Аудиторы оценили риски ожидания выплат по программе жилищной поддержки молодых семей
Счетная палата выяснила, что из государственной программы жилищной поддержки по достижении 35 лет одним из супругов было исключено в 1,8 раза больше молодых семей, чем обеспечено социальной выплатой на жилье. Субсидию на жилье получили почти 46 000 молодых семей, в то время как 84 400 такой возможности лишились в очереди на нее. Преимущество в получении — за многодетными семьями
С 2018-го по 2020 годы количество семей, исключенных по возрасту одного из супругов из программы жилищной поддержки, почти в два раза превысило число получателей госпомощи для молодых семей. Об этом сообщает РБК со ссылкой на отчет Счетной палаты о реализации молодежной госполитики.
По данным аудиторов, социальную субсидию на жилье за три года получили около 46 000 молодых семей, а 84 400 семей выбыли из программы по причине достижения 35 лет одним из состоящих в браке. Семьи перестали быть молодыми в очереди на получение господдержки, а ожидание выплаты может составлять до 5-10 лет и более, отмечается в отчете Счетной палаты. По данным регионов, предоставленным аудиторам, 46-50% семей ждали субсидию от года до трех лет, 18-20% — от трех до пяти, 25-30% — от пяти до десяти лет.
В Счетной палате оценили срок, необходимый на выплаты всем очередникам на госсубсидию молодым семьям в 13 лет, с учетом фактического финансирования за три года. По ее оценкам, больше всего рискуют не получить «молодежную» субсидию на жилье семьи с одним-двумя детьми или без них. В большинстве муниципалитетов страны приоритет в выплатах отдается многодетным семьям. Так, в 23 регионах на долю многодетных семей пришлось от 50% до 100% от общего числа претендентов на субсидию в сводных списках очередников.
Формально численность молодых семей в очереди на получение выплаты сокращается — в сравнении с 2018 годом она сократилась на 12,8%, пишут аудиторы палаты в своем отчете. Причины сокращения, указывают они, это «факторы исключения из участия в мероприятии семей по причинам достижения предельного возраста (35 лет) и самостоятельного улучшения жилищных условий». Счетная палата обратила внимания, что целевые индикаторы программы «не в полной мере отражают фактическую ситуацию» по улучшению жилищных условий молодых семей. Показателем результативности в ней признается количество семей, получивших выплаты, и доля молодых семей от общего числа нуждающихся на 1 января 2015 года.
Претендентами на социальную выплату для покупки жилья или погашения ипотеки могут стать молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Государство оплачивает лишь часть стоимости квартиры. В каждом регионе свои правила определения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Молодой считается семья, в которой оба супруга находятся в возрасте до 35 лет включительно и состоят в зарегистрированном браке. Размер выплаты составляет от 30 до 50% стоимости жилья в зависимости от состава семьи, то есть количества детей.
Около 10% муниципалитетов не могут ежегодно участвовать в программе из-за отсутствия средств в местных бюджетах, говорится в отчете. В нем указывается, что это может привести к риску невыполнения целевых показателей. Отмечается, что соотношение заявленной регионами потребностей и размера предоставленных субсидий, снижалось с 2018 года. В 2018 году субсидии на всю заявленную сумму получили 22 региона из 77, в 2019 и 2020 годах — пять из 83. Другие регионы получали субсидии в размере от 5% до 90% от заявленной потребности.
Формула расчета субсидий не позволяет вычислить необходимую «для ликвидации накопленной очереди» из молодых семей сумму. При расчете субсидии учитываются средняя рыночная стоимость жилья в регионе, предельный уровень софинансирования и количество молодых семей, включенных в сводный список. «Применяемая формула расчета размера субсидии не учитывает общую численность молодых семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий в целом по Российской Федерации и в отдельном регионе», — отметили в Счетной палате.
По результатам анализа Счетная палата планирует направить в правительство свои предложения, в том числе поручение Минстрою дополнить формулу расчета субсидии показателем, который отражает общее количество молодых семей с учетом очереди. В докладе предлагается разработать механизм контроля за оформлением жилья в общую собственность всех членов молодой семьи, как предусматривается условиями программы. Сейчас органы государственной власти не наделены полномочиями по контролю, не установлена и ответственность за невыполнение этой обязанности, отметила Счетная палата.