Кредитные истории россиян дополнят информацией о небанковских рассрочках
В кредитные истории россиян включат информацию о небанковских рассрочках, которые оформляют в магазинах и через новые сервисы «покупай сейчас, плати позже». Первым об этом объявило кредитное бюро из экосистемы «Сбера». Ранее к этому призывал Центробанк
Объединенное кредитное бюро (ОКБ), которое входит в экосистему «Сбера», собирается включить в кредитные истории физических лиц сведения о предоставленных им небанковских рассрочках, сообщили РБК в бюро.
По словам гендиректора ОКБ Артура Александровича, в ближайшей перспективе бюро приступит к разработке альтернативной методики расчета показателя долговой нагрузки, учитывающей не только данные от кредиторов (банков, МФО и т. д.), но и все другие известные финансовые обременения.
«Пока требуется разработка со стороны ЦБ порядка расчета ПДН с учетом новых данных в нормативных актах», — рассказал Александрович. До этого новые данные могут включаться в дополнение к кредитному отчету и использоваться банками и другими кредиторами для оценки платежеспособности заемщиков и противодействия кредитному мошенничеству.
Нововведение также касается BNPL-сервисов «покупай сейчас, плати позже», которые в этом году запустили «Тинькофф» («Долями») и «Яндекс» («Сплит»). Эти сервисы позволяют оплачивать покупки в интернет-магазинах частями. Обе компании заявляли, что это не кредитование, отмечает РБК.
В бюро кредитных историй «Эквифакс» отказались от комментариев. Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков не уточнил, получает ли НБКИ сейчас информацию от сервисов, предоставляющих некредитную рассрочку.
В ноябре Центробанк разослал банкам и МФО письмо с рекомендациями не участвовать в выдаче рассрочек в магазинах. Регулятор считает их недобросовестными, поскольку с клиентам не заключают договоров потребительского кредита или займа. В сентябре глава ЦБ Эльвира Набиуллина предложила включать данные о некредитных рассрочках в кредитные истории, чтобы этой информацией могли руководствоваться профессиональные кредиторы. «Потому что покупка дорогого товара в рассрочку — это долговая нагрузка на людей. Когда банк дает кредит, он видит только закредитованность в других банках, а то, что человеку нужно большую часть дохода тратить на то, чтобы платить деньги по рассрочке, он этого не видит, и мы не видим эту закредитованность», — пояснила она.