К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новая Tesla или пузырь: почему рынок оценил убыточную Rivian в $150 млрд

Фото Rivian/Facebook
Фото Rivian/Facebook
Большинство инвесторов мало знало о компании Rivian Automotive до того, как она вышла на фондовый рынок в начале ноября. Однако фееричный взлет акций этого производителя электрических автомобилей стал большим событием. Международный финансовый консультант и автор книги «Когда плохо — это хорошо» Исаак Беккер делает попытку проанализировать этот эпизод и ответить на возникающие вопросы с позиций интересов обычного инвестора

«Оптика» анализа

Rivian не совсем обычная компания. Ее создатели утверждают: «Мы можем не выглядеть как автомобильная компания, не мыслить как автомобильная компания или не действовать как автомобильная компания — но это потому, что мы никогда не интересовались только производством автомобилей. Мы основали Rivian потому, что хотели изменить мир к лучшему». На самом деле компания больше занята созданием «программного обеспечения на колесах». По большому счету и легендарную Tesla рынок не оценивает как чисто автомобильную компанию, тогда она бы стоила гораздо дешевле, на уровне простого производителя авто. Вот почему не стоит сильно удивляться высоким котировкам бумаг компаний, занятых в области EV (Electric Vehicle — электромобилей) и желанию инвесторов их приобрести.

Теперь, когда мы запаслись «оптикой» для анализа биржевого чуда Rivian, рассмотрим основные, как говорится, голые факты. Компания была создана в 2009 году, и за это время ее главными достижениями можно считать создание двух электрокаров (пикапа и внедорожника), которые базируются на одной платформе. У Rivian пока не налажено их массовое производство, и, по существу, есть только договор с Amazon на поставку в будущем 100 000 электрофургонов.

9 ноября стартовали торги бумагами компании, и буквально за несколько дней ее рыночная капитализация прыгнула выше $150 млрд, опередив по этому показателю таких именитых «коллег», как Ford, General Motors и даже крупнейшего автопроизводителя Европы — Volkswagen. Последний выпускает 10 млн автомобилей в год, что приносит ему €250 млрд дохода. В чем причина такой высокой цены акции начинающей компании?

 

Факторы роста 

На мой взгляд, основой этого явления является рынок электромобилей, его большая притягательность и перспективность. Но это только часть ответа, для современного инвестора определяющим является, как обычно, возможность хорошо заработать. Правда, в данном случае под «хорошо заработать» понимается конкретный пример: это, конечно же, доходность акций Tesla. За последние два года ее бумаги выросли на 1575% (здесь и далее приведены данные на 25 ноября 2021 года).

Достижения самых крутых компаний нашего времени не идут ни в какое сравнение: за это же время, например, акции Apple выросли всего на 147%, Amazon — на 105%, Meta Platforms (бывший Facebook) — на 74%. Даже цена на биткоины за два года поднялась на «скромные» 692%. Вот почему ради «тесловских» заработков инвестор готов идти на любой риск и пробовать вкладывать во все, что хотя бы отдаленно обещает повторить историю компании Илона Маска.

 

Это каркас нашей «елки», на которой развешаны и другие «игрушки», которые делают акции Rivian еще более привлекательными. На самом верху светит большая «звезда» компании Amazon. Мы уже упоминали про ее заказ на автомобили, но это еще не все: вместе с ним в 2019 году была приобретена большая часть Rivian в размере 20%. Это, безусловно, значительно подогрело интерес инвесторов к бумагам компании. Однако, если инвестиции Amazon можно рассматривать как перспективное вложение, по крайней мере, с точки зрения будущего потребителя продукции Rivian, то инвестиции Ford — это уже как-бы признание уважаемым коллегой перспективности самого бизнеса, что стало еще одним слагаемым успеха IPO Rivian.

Ford начал свои вложения в Rivian c $500 млн в 2019 году, а затем увеличил их до $1200 млн. Имелись даже планы совместного производства. Нельзя исключать из факторов интереса к акциям Rivian и то обстоятельство, что фондовый рынок в настоящее время достаточно дорогой и инвесторы изо всех сил ищут новые, перспективные возможности для размещения своих денег. 

Фото Rivian/Facebook

Большие минусы

Cледует начать с азов анализа, а они говорят о том, что подобное нужно/можно обязательно сравнивать только с подобным. Вот почему Rivian как бизнес нельзя сравнивать ни с Ford, ни с Toyota, ни тем более с Tesla. Его просто не существует. Он на стадии строительства. Идея сама по себе хорошая, но, что из этого получится, пока никто не знает. Достаточно сказать, что в прошлом году убытки компании составили $2 млрд, и это не разовый провал: у Rivian вообще еще не было ни одного прибыльного года. Да и на IPO, на мой взгляд, компания вышла рановато и не от хорошей жизни — нужны большие деньги для дальнейшего развития.

 

Логично было бы появление на рынке нового производителя электрокаров, по крайней мере, тогда, когда с конвейера начнет выходить значимое количество авто и оно будет протестировано потребителем. Пока речь идет только о 156 собранных автомобилях, большая часть которых находится в пользование сотрудников самой компании. Оценивая Rivian с точки зрения «изделия», которое она предлагает потребителю, нужно иметь в виду, что это не 2008 год, когда Маск начал на практике продвигать в массы идею электрических авто, выпустив свой первый спортивный электромобиль Tesla Roadster. Сейчас это достаточно конкурентный рынок, на который вышли практически все гранды классического автомобилестроения со своими предложениями.

Это означает, что «гвоздь программы» — пикап Rivian R1T — есть с чем сравнить. Он не признанный лидер, который обладает некими прорывными технологиями и «неубиваемыми» плюсами для водителя. Так, например, подобная машина от Tesla — cyber track —  ничем не уступает, а во многом и превосходит машину от Rivian. Например, Маск использует сверхпрочную сталь для производства «одежды» для своего пикапа, а у конкурента — традиционный алюминий. Но у пикапа Rivian больше места для багажа. Правда, о сравнении цен пока говорить рано. Зато точно можно сказать, что Tesla уже заканчивает строительство своей суперфабрики (gigafactory) в Техасе по производству cyber track, а у Rivian все это пока в планах.

На рынке может быть место для разных электоромобилей, точно так же, как сейчас уживаются классические авто разных марок и ценовых диапазонов, но капитализация этих компаний относительно скромная и никого не приводит в «трепет».

И еще одна новость, которая подтверждает наши опасения: на днях Ford заявил, что прекращает свое стратегическое сотрудничество с Rivian и планирует выйти весной на рынок со своим собственным электрическим пикапом. Правда, это не мешает Ford получить отличный доход от вложенных денег: они выросли больше, чем в 10 раз и сейчас оцениваются в $13,5 млрд. Как здесь не вспомнить поговорку о том, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Возникли у Rivian и проблемы с Amazon: при работе кондиционеров и обогрева автомобиля существенно возрастает расход батареи, что снижает объявленное производителем время работы машины без подзарядки.

Заправочные станции (Фото Rivian/Facebook)

С итогами подождем

Конечно, любая инвестиция — это всегда определенный уровень риска и всегда есть за и против. Искусство опытного инвестора заключается в том, чтобы принять правильно решение. Во всяком случае, делать это чаще, чем совершать ошибки. Несколько недель торгов акций Rivian на фондовом рынке явно недостаточно, чтобы делать те или иные окончательные выводы. Однако и этот микроопыт уже о многом говорит.

 

Во-первых, те, кто вошел в капитал Rivian до IPO и купил акции в первые дни их котировки на рынке, имели шанс заработать хорошие деньги. За неделю торгов акции «выстрелили» почти на 70%. Однако затем удача отвернулась от этих бумаг, и с 16 ноября по настоящее время мы видим обвал. Во-вторых, важно понимать, что подобные бумаги не только весьма привлекательны, но и очень рискованны. Кроме указанных выше минусов, нужно помнить, что даже самые удачные из них, такие как Tesla, очень и очень волатильны. Это необходимо обязательно учитывать при формировании своего личного инвестиционного портфеля. Для инвестиций в компании EV нужно располагать не только деньгами, но и иметь возможность ими сильно рисковать.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+