Эксперты объяснили более низкую оценку российских стартапов по сравнению с западными
Отечественные стартапы проигрывают западным по оценке на поздних инвестстадиях, хотя на старте их оценка обычно выше американских аналогов, показало исследование Фонда развития интернет-инициатив. Аналитики объясняют это санкционными рисками, ложью основателей и нежеланием уступать руководство наемному менеджеру
На поздних инвестстадиях оценка российских стартапов на 36% ниже, чем у аналогичных компаний из США. Это показали результаты исследования Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), пишет РБК. В раундах привлечения инвестиций B и C, когда компания уже зарабатывает самостоятельно или готовится к IPO, средняя стоимость американских стартапов составляет $86,36 млн, а российских — $55,28 млн.
Основные проблемы российских стартапов — политическая нестабильность и западные санкции, считают авторы исследования. Они оказывают влияние на возможность вхождения фондов в состав акционеров вместе со структурами, связанными с российским правительством, банками или компаниями, попавшими под санкции, а также теми, которые, по мнению западных инвесторов, могут под них попасть в будущем.
Аналитики также выделяют и другие барьеры, которые, в отличие от санкций, стартапы могут устранить самостоятельно. В их числе — культурные различия (когда российские основатели стартапов не понимают грань между ложью и преувеличением или пытаются передоговариваться после утверждения сделки), недостаток прозрачности, нежелание или неготовность следовать рекомендациям инвестора. Еще одним барьером аналитики назвали нежелание основателей уступать управление наемным менеджерам. Кроме того, на оценку влияет и отсутствие у стартапа подтвержденной способности работать и становиться прибыльными на внешних рынках.
При этом российские стартапы оцениваются выше американских на ранних стадиях — посевном раунде, когда основатели тестируют бизнес-модель и привлекают интерес бизнес-ангелов и венчурных фондов ранних стадий, а также раунде А, когда стартап формирует готовый продукт и выходит на рынок.
На этих стадиях средняя оценка западных компании составляет $14,8 млн, у российских — $15,92 млн, что на 7,14% выше. «Тот факт, что российские компании больше ценятся на ранних стадиях, происходит из-за того, что в российских стартапах есть технологии. Часто в американских стартапах нет инженеров. Одна из задач, чтобы на поздних стадиях цифра тоже вышла в плюс», — объяснил Дмитрий Калаев, директор Акселератора ФРИИ.