Карбоновая бухгалтерия: как сервис для учета выбросов газа привлек более $100 млн
Американский стартап Persefoni привлек $101 млн инвестиций в раунде B, который возглавили Prelude Ventures и The Rise Fund. С учетом прошлых раундов в компанию инвестировали в совокупности $114,2 млн, по данным Techcrunch.
Крупнейшие загрязнители
Основатели компании Кентаро Кавамори и Джейсон Офферман встретились в энергетической компании Chesapeake Energy Corp. Она вошла в список 100 компаний, которые были источником 71% выбросов парниковых газов с 1988 по 2017 год. В 2019 году коллеги задумались о стартапе, который бы помог крупным компаниям автоматизировать их углеродную отчетность, и встретили третьего учредителя — Кима Стро. Идея пришла им вовремя, потому что в июне 2020 года Chesapeake Energy, второй по величине производитель природного газа в стране, попросил защиту от банкротства с долгом $9,5 млрд.
Этим же летом, всего через полгода после запуска, Persefoni привлек первые $3,5 млн в посевном раунде, возглавляемом Rice Investment Group, и еще $9,7 млн в апреле 2021 года в раунде A, который также возглавила Rice Investment Group, инвестирующая исключительно в энергетический сектор.
В декабре 2019 года перед саммитом ООН по борьбе с изменением климата группа из 631 институциональных инвесторов, управляющих активами на сумму $37 трлн, призвала правительства всего мира активизировать действия по борьбе с изменением климата и достижению целей Парижского соглашения (документ 2015 года, регулирующий меры по снижению содержания углекислого газа). Многие пытались продвигать продукты по автоматизации углеродной отчетности, но компании были убеждены, что они могут игнорировать свое воздействие на окружающую среду, в нынешнем деловом климате такое отношение более неприемлемо, написал в августе 2020-го в статье о Persefoni Джонатан Шибер, редактор Footprint Coalition, проекта по восстановлению планеты, созданного американским актером Робертом Дауни-младшим.
Углеродная бухгалтерия
Persefoni — это облачная платформа для банков и управляющих компаний, отслеживающая углеродный след предприятий. Persefoni получает выгоду от того, что многим крупным финансовым организациям необходимо предоставлять отчет именно по методологии партнерства по финансовому учету выбросов углерода (PCAF), считает Crunchbase. Нет никаких сомнений, что PCAF играет важную роль, потому что на предоставление отчетов подписались уже 160 компаний с совокупными активами на $50 трлн, писал в начале октября американский Forbes. На сайте организации упоминается, что на данный момент партнерство поддерживает уже 171 компания с активами на $54,6 трлн, в том числе крупнейшие американские игроки Bank of America, BlackRock и Citi, европейские Barclays и Deutsche Bank AG, японские Mitsubishi UFJ Financial Group и Sumitomo Mitsui Financial Group.
Главная идея Persefoni, по словам основателей, заключается в том, что они создают «ERP для углеродных данных», то есть систему планирования ресурсов предприятия, которая заменяет традиционные ручной и консалтинговый подходы, а также позволяет прозрачно пользоваться данными, когда дело доходит до аудита. Большинство компаний все еще загружают данные для оценки вручную, но приложение может интегрировать все необходимые продукты, чтобы взять файл платежей поставщика, файл расходов и файл дебиторской задолженности, а программа автоматически классифицировала расчеты углерода, сказал The Stack генеральный директор Persefoni Кентаро Кавамори.
Перспективная отчетность
Мировой рынок управления углеродным следом будет расти на 6,2% в год и достигнет $12,2 млрд к 2025 году, говорится в отчете исследовательской компании Markets and Markets. Аналитики исследовательской компании считают, что необходимость соблюдения требований по выбросам углерода увеличила спрос на программное обеспечение для управления углеродным следом во всех отраслях. Также рост рынка стимулирует потребность систематизировать информацию — 53% респондентов со всего мира назвали низкое качество или доступность экологических, социальных и управленческих данных и аналитики самым большим барьером для широкого внедрения устойчивого инвестирования, согласно обзору инвестиционной компании BlackRock.
Persefoni работает в восьми странах, основатели компании утверждают, что платформу уже используют четыре из 10 крупнейших мировых компаний прямых инвестиций и четыре из 20 крупнейших банков мира, а также несколько глобальных страховых компаний и пенсионных фондов. Среди клиентов Persefoni издание The Stack упоминает американскую инвестиционную компанию TPG, которую американский Forbes называет гигантом прямых инвестиций.
По оценкам 200 крупнейших мировых компаний, если они не примут меры сейчас, то понесут $1 трлн расходов, связанных с изменением климата, сообщает аналитическая компания CB Insights. Мировой ВВП может упасть на 18% в течение следующих 30 лет, если экономика не смягчит последствия изменения климата, говорят результаты сценарного анализа Swiss Re Institute.
Японское агентство финансовых услуг (FSA) потребует от крупных компаний сообщать о своих выбросах парниковых газов и раскрывать другую информацию, связанную с климатом. Ожидается, что новая инициатива охватит около 4000 компаний и, вероятно, вступит в силу с апреля 2022 года. В рамках раунда B Persefoni как раз объявила о дополнительных инвестициях на японский рынок в размере $10 млн в течение следующих 12 месяцев, чтобы завершить локализацию продукта и расширить свое присутствие.
Особый путь
Финансовая отрасль в России озадачилась расчетом выбросов парниковых газов относительно недавно, и использование методологии PCAF является следующим шагом, причем для этого необязательно быть участником партнерства — методология выложена на сайте организации и находится в открытом доступе, говорит руководитель управления по работе с крупными компаниями Райффайзенбанка Дмитрий Средин. Райффайзенбанк опробовал эту методологию на себе в 2020 году, когда впервые рассчитал «финансируемые выбросы парниковых газов», то есть выбросы парниковых газов, которые производят компании из кредитного портфеля банка.
Что касается облачных решений по сбору данных о воздействии на климат, они набирают популярность из-за введения требований по обязательному раскрытию нефинансовой информации, например, один из них — это закон, который обязывает российские компании, выбросы парниковых газов которых превышают 150 000 т углекислого газа в год, раскрывать информацию о выбросах с 2023 года, добавил Средин.
Президент России Владимир Путин не приехал на сессию рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго не из-за того, что Россия игнорирует климатическую ситуацию, а из-за того, что, «если выразиться словами классиков, у России особый путь», говорит аналитик отдела анализа акций ФГ «Финам» Александр Ковалев. По его мнению, цели мировых и российских организаций несопоставимы, потому что, согласно обновленной концепции безуглеродного развития, Россия, например, планирует к 2050 году довести долю возобновляемых источников энергии до 12-12,5%, тогда как США ставит планы по достижению 80% доли ВИЭ к 2030 году.
В 2024 году Европа введет углеродный налог, и российские экспортеры вынуждены будут платить дополнительную сумму в европейскую казну, в такой ситуации, чтобы не потерять конкурентоспособность, российские компании начнут точечно присоединяться к соглашениям и партнерствам, но чуть позже своих иностранных конкурентов, считает Ковалев. По его мнению, на внутреннем рынке у компаний нет стимулов для учета углеродных выбросов, хотя и существуют компании, которые стараются прогрессировать в области ESG и повышают свою инвестиционную привлекательность, например ПАО «Энел Россия», «Русал» и частично «Лукойл». «При прочих равны международные инвесторы обращают внимание на компании, которые минимизируют свои климатические риски, при этом будет достаточно, если с ESG все будет не идеально, а более-менее неплохо», — добавил аналитик.