Энергопереход за счет пенсий и замедление роста ВВП: что ждет российскую экономику
Эксперты Высшей школы экономики скептически отнеслись к ожиданиям правительства по экономическому росту в ближайшие годы, следует из отзыва университета на проект бюджета 2022-2024 годов. Минэкономразвития запланировало 3%-й рост ВВП в ближайшие три года, но в своем консенсус-прогнозе аналитики ВШЭ предсказывают замедление показателя до 2%.
Проект бюджета кабмин внес в Госдуму 30 сентября. Документ будет рассматриваться до конца ноября.
Рост экономики и инвестиции
По итогам 2021 года темпы роста российской экономики — на уровне 4,2% — помогут отыграть потери 2020 года (снижение ВВП на 3%) и даже заметно превысят показатель 2019 года, говорится в отчете. Этот же сценарий закладывает и Минэкономразвития. Но с трехлетним сценарием, в котором министерство ожидает стабильный рост экономики на уровне 3% ежегодно, специалисты ВШЭ не согласны. По их данным, рост экономики в 2021 году был восстановительным, в 2022 году он составит 2,5% и в дальнейшем замедлится до 2%.
Переломить ситуацию могут стратегические инициативы правительства, в том числе направленные на стимулирование частных инвестиций. Но их наращиванию может помешать «недостаточно благоприятный» инвестклимат, указывают эксперты. Не согласны специалисты и с ожиданиями по динамике инвестиций. Глава Минэка Максим Решетников называл рост инвестиций одним из драйверов роста экономики. «Мы сформировали реалистичный, но напряженный прогноз», — говорил он. Министерство ожидает ускорения роста инвестиций с 4,5% в 2021 году до 5,3% в 2024-м. В то же время эксперты ВШЭ предполагают, что после восстановительного роста инвестиций на 4,4% в 2021 году последует замедление их роста до 3,4% в 2022 году.
Прогноз правительства по ВВП эксперты МГУ в своем отзыве также сочли «довольно оптимистичным». Возрастающие факторы неопределенности и риски экономического развития могут привести к еще большему «значительному отставанию России от намеченных ориентиров», указывают аналитики. По их данным, один из главных факторов неопределенности сегодня — повышенная инфляция. Минэкономразвития в 2021 году уже повысило прогноз по росту цен с 5,8% до 7,4%. ЦБ в октябре также ухудшил свой прогноз с 5,7-6,2% до 7,4–7,9%. То есть параметры бюджета на 2022 год оказались заниженными и в дальнейшем потребуется их корректировка, пишут эксперты МГУ. Чтобы снизить инфляцию до таргета 4%, ЦБ придется ужесточать политику, что скажется на экономическом росте в краткосрочной перспективе.
Аналитики МГУ также утверждают, что один из рисков роста ВВП — растущие налоговые выплаты, включая налог на дивиденды. Минфин предлагал повышать ставку налога на прибыль организаций, если компании направляли прибыль на выплату дивидендов. Но пока эти поправки в Налоговый кодекс отправлены на доработку.
Энергопереход за счет пенсий
В бюджете заложена подготовка к энергопереходу, пишут эксперты МГУ. В средней и долгосрочной перспективе спрос на нефть и другие углеводороды будет падать: до 2036 года, по бюджетному прогнозу, значительно снизятся доли нефтегазовых доходов по сравнению с 2020-2021 годами — на 3,5 п. п. ВВП. Снизится и размер общих доходов федерального бюджета.
Чтобы компенсировать падение, сокращаются расходы и федерального бюджета (на 2,2 п. п. ВВП), и региональных бюджетов (на 1,3 п. п. ВВП). Также предлагается снизить запланированные расходы Пенсионного фонда с 7,8% ВВП в 2021 году до 5,9% ВВП в 2036-м, то есть почти на 2 п. п. ВВП. Эксперты предполагают, что таким образом речь может идти о дальнейшем повышении пенсионного возраста, сокращении практики досрочного выхода на пенсию или уменьшении размера самих пенсий.
Соцполитика и бедность
Правительство в программе «Социальная поддержка граждан» предусмотрело рост расходов на помощь регионам в адресной поддержке граждан. Но с помощью только социальной поддержки бедность в два раза сократить невозможно, обращают внимание аналитики ВШЭ. «Если экономика не будет генерировать новые рабочие места с более высокой производительностью, задача снижения бедности не будет решена. Необходимо четкое понимание, каким образом инфраструктурные проекты и другие меры стимулирования экономики создадут прирост рабочих мест», — говорится в отчете.
Предусмотрены субсидии и на «мероприятия служб занятости» по трудоустройству, но такие меры борьбы с бедностью будут эффективны лишь при привязке к каждому конкретному человеку, указывают аналитики. «Как показал опыт выплаты пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, прогнозы, построенные на основе выборочных данных, в оценке численности получателей ошиблись в два раза», — резюмируют эксперты.