Прорыв и революция: что Россия получит от глобального налога на прибыль
8 октября 136 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (в том числе и Россия), на которые приходится более 90% мирового ВВП, наконец договорились об установлении налога на прибыль не ниже 15% и определили, как будут делить прибыль транснациональных корпораций. Bloomberg назвал случившееся «налоговой революцией». А замминистра финансов Алексей Сазанов — «прорывом» в сфере налогообложения, «сравнимым с полетом человека в космос».
Как это будет работать
Глобальная реформа вводит два простых правила. Первое: с 2023 года страны, присоединившиеся к соглашению, установят минимальный налог на прибыль не менее 15% для компаний с выручкой выше €750 млн.
Второе: транснациональные компании будут выплачивать налог пропорционально в тех странах, где получают основную часть дохода, а не только там, где у них есть представительство. Это коснется компаний с выручкой от €20 млрд.
По данным ОЭСР, это позволит собрать ежегодно $150 млрд новых налогов, при этом более $125 млрд, полученных от 100 крупнейших компаний, будут перераспределены между странами, где эти компании получают доход.
В странах, где находятся «дочки» компании, налог может быть и ниже 15%, но страна, где находится ее штаб-квартира, будет иметь право взимать «разницу» между фактическими ставками в странах дочерних компаний и минимальной ставкой в 15%, пояснил партнер EY по вопросам международного налогообложения в СНГ Владимир Желтоногов. К примеру, материнская компания находится в России и у нее есть дочерние компании на Кипре и в Ирландии. Если Кипр и Ирландия не изменят ставки у себя, в России компания заплатит дополнительный налог из-за того, что прибыль кипрской и ирландской компаний будет облагаться ниже ставки в 15%.
Что это даст России
В России, которая тоже присоединилась к соглашению, ставка налога на прибыль составляет 20%. Замминистра финансов Алексей Сазанов считает, что реформа позволит России получить дополнительно «десятки миллиардов рублей ежегодно». Заработать ей позволит тот факт, что это большой рынок для всех крупнейших транснациональных компаний, объясняет партнер по международному налоговому планированию PwC в России Михаил Филинов.
Транснациональным компаниям придется отдавать часть прибыли и в России, и в других странах, где они работают. Например, Facebook после вступления в силу новых правил будет обязана «делиться» прибылью с несколькими странами Евросоюза и с Россией, объясняет партнер по международному налогообложению Crowe Expertiza Рустам Вахитов. Forbes направил запрос представителю Facebook в России.
Крупные российские компании также не обойдет стороной возможный рост налоговой нагрузки, даже если они зарабатывают прибыль за рубежом, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Под новое налоговое регулирование не попадут добывающий и финансовый сектор, говорит партнер EY по вопросам международного налогообложения в СНГ Владимир Желтоногов. Новые правила затронут крупные российские IT-компании, пользователями услуг которых являются клиенты по всему миру, а также компании, у которых есть в структуре «иностранная единица», приводит пример директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Резида Валитова. «Сэкономить на использовании компаний в низконалоговых юрисдикциях теперь станет достаточно сложно, а на сами группы будут возложены дополнительные обязательства по налоговому администрированию и уплате налогов в РФ или за рубежом», — признает она.
В числе тех, кто подпадает под это описание, — «Яндекс», VK (ранее Mail.ru Group) и X5 Group. В «Яндексе» Forbes заявили, что не ожидают большого влияния на свой бизнес от введения нового регулирования. Компания в 2020 году заплатила в Нидерландах 282 млн рублей налогов (в пересчете на российскую валюту), а в России — 47 млрд рублей, то есть в 167 раз больше, сообщили в пресс-службе.
Forbes ожидает комментария от VK и X5 Group.
В целом вряд ли налоговая нагрузка на российские компании увеличится сильно, так как прибыль российских компаний за рубежом не очень высокая, а значит, и налоги они платят небольшие в абсолютных величинах, считает Вахитов. Но в любом случае Россия может потребовать разницу между налоговыми ставками — и тогда компании придется доплачивать, сказал он.