К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Страховой «единорог»: покупать ли акции «Ренессанс страхования»

Фото  Вячеслава Прокофьева / ТАСС
Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС
«Ренессанс страхование» рассчитывает на следующей неделе выйти на IPO и стать «единорогом», следует из ее материалов к размещению. Нужно ли покупать ее акции, или лучше подождать?

Компания «Ренессанс страхование» 11 октября сообщила, что уже на следующей неделе может выйти на IPO, торги начнутся 20 октября «или в районе этой даты». Ценовой ориентир составляет 120-135 рублей. Ожидаемая рыночная капитализация, в случае если компания разместится по верхней границе, составит 73,3 млрд рублей, то есть превысит $1 млрд.

Компания предложит рынку на IPO бумаги на 18 млрд рублей. Эти деньги пойдут в компанию — на возможные приобретения и для развития цифровых сервисов. Кроме того, текущие акционеры компании продадут часть своих бумаг на сумму до 7,2 млрд рублей. Среди тех, кто намерен продавать бумаги, в том числе Борис Йордан, а также партнеры Романа Абрамовича, которые стали акционерами страховой компании в мае этого года, — Александр Абрамов, Александр Фролов и Андрей Городилов. 

Во время IPO «некоторые продающие акционеры» (кто именно, не говорится) могут продать не более 10% от общего объема размещения в рамках опциона. Это нужно для сглаживания возможного колебания цены после начала торгов. 

 

Стоит ли вкладываться в акции «Ренессанс страхования»? 

Почему стоит инвестировать 

Компания до сих пор росла выше рынка

 

У «Ренессанс страхования», по данным за 2020 год, примерно 3,5 млн пользователей. Из ее проспекта к IPO следует, что за три года по совокупному среднегодовому темпу роста объема валовых страховых премий она выглядит лучше рынка. Между 2017 и 2020 годами темп роста составлял 17%, что на 8% выше, чем у 10 крупнейших страховых компаний России.

В 2020 году объем собранных премий составил 82,8 млрд рублей. В этом году — за 6 месяцев 2021 года — компания уже собрала 47,7 млрд рублей премий. 

Компания развивает перспективные цифровые сервисы

 

В мае 2019 года Борис Йордан говорил о планах развития цифрового страхового бизнеса, так появилась «Ренессанс здоровье» — первая в России, по словам Йордана, компания health insurtech. 

«Ренессанс страхование» намерена привлечь для развития 850 млн рублей, сказано в ее проспекте. В основе системы цифровой медицины, которую развивает компания, — приложение «Буду», через которое можно записаться на прием к врачу, в том числе в клиниках «Ренессанс здоровья» и клиниках-партнерах, а также получить онлайн-консультацию доктора. На второй квартал 2021 года у приложения примерно 22 000 активных пользователей в месяц. По данным на июнь 2021 года, клиенты получили 9781 телемедицинскую консультацию, в январе 2021 года — 6807 консультаций. 

По данным VEB Ventures, рынок телемедицины будет удваиваться каждый год до 2025 года, в том числе благодаря скачку спроса на удаленные сервисы во время коронавирусного локдауна. 

В четвертом квартале компания оформит сделку по продаже 51% «Ренессанс здоровья» текущим акционерам, благодаря которой цифровой бизнес группы получит 850 млн рублей инвестиций. Покупатели заплатят сначала 416,5 млн рублей — деньги пойдут на пополнение капитала «Ренессанс здоровья», а также в дальнейшем передадут в капитал еще 433,5 млн рублей. 

Компания может вернуться к выплате дивидендов 

 

В 2018 году «Ренессанс страхование» заплатила 1 млрд рублей дивидендов. Но с тех пор ее инвесторы их не получали, поскольку ей нужны были деньги для развития и для удовлетворения регуляторных требований, следует из проспекта к IPO. Но стратегия группы предполагает, что компания вернется к ежегодным выплатам дивидендов и хочет тратить на это не менее 50% от чистой прибыли. Компания может рассмотреть вопрос о выплате дивидендов за полный 2021 год, если у нее не будет никаких приобретений, говорится в материалах к IPO. 

Почему не стоит инвестировать 

Конкуренция на страховом рынке увеличивается

В проспекте к IPO «Ренессанс страхование» предупреждает потенциальных инвесторов, что российский страховой рынок высоко концентрированный — на пятерку крупнейших компаний приходилось 60% страховых премий, а на десять крупнейших — 80%. Такая концентрация объясняется высокой рыночной долей подконтрольных государству компаний, а также страховых, принадлежащих банкам (Альфа-банку, ВТБ, Сбербанку). Доля «Ренессанс страхования» в общем объеме подписанных страховых премий — 5,4%. Для сравнения: у «Согаза» она выше 24%. В таких условиях сложно увеличивать долю рынка. 

Ситуация усугубляется тем, что с августа этого года иностранные страховые компании получили возможность вести бизнес в России и открывать собственные филиалы, им можно заниматься добровольными видами страхования, перестрахованием и ОСАГО. Это только усилит конкуренцию на российском страховом рынке, следует из проспекта IPO. 

 

Компания зависит от продаж продуктов через банки 

В 2020 году 89% страховых премий по продуктам, связанным со страхованием жизни, компания продала не напрямую, а через банки. В их числе Газпромбанк, МТС Банк, «Открытие» и другие. Причем эта доля по сравнению с 2019 годом только увеличилась — с 85%. По итогам шести месяцев 2021 года она составила 88%. 

Такая концентрация для «Ренессанс страхования» — это риск, помимо ее продуктов, банки предлагают услуги и других страховых компаний. И если у нее не получится продлять договоры с банками на выгодных условиях, это скажется на показателях работы, следует из материалов к IPO. 

Компания может заработать меньше по итогам года 

 

Чистая прибыль «Ренессанс страхования» за 2020 год составила 4,7 млрд рублей против 4,14 млрд за 2019 год. Но результаты за первое полугодие 2021 года говорят о замедлении темпов роста — 1,33 млрд рублей против 1,78 млрд в первом полугодии 2020-го.

«Эксперт РА» в своем прогнозе развития страхового рынка 29 декабря 2020 года писал, что хоть и не ожидает падения рынка в 2021 году ни в одном из сценариев, динамика премий по многим видам non-life  замедлится. В обзоре ЦБ говорилось, что во II квартале 2021 года объем страховых премий вырос более чем на треть относительно II квартала 2020 года и превысил и докоронавирусный уровень II квартала 2019 года. Но в основном это случилось за счет эффекта низкой базы — в апреле — июне 2020 года в России действовал локдаун. В целом же в первом полугодии 2021 года прибыль страхового рынка снизилась — за счет переоценки валютных активов и роста убыточности страховой деятельности. 

«Ренессанс страхование» в своем проспекте обращает внимание инвесторов на то, что в последнее время налоговые условия в России постоянно меняются. В проспекте, к примеру, упоминается разрыв налогового соглашения с Нидерландами, введение прогрессивного налога на доход. Не исключено, что в будущем появятся новые способы увеличения доходов; какими они будут и как они будут применяться, неясно, говорится в материалах к IPO. Нет никаких гарантий, что компания не столкнется с увеличением налоговой нагрузки, следует из проспекта. 

Также компания указывает и на непростую экономическую среду. В 2020 году компания испытала на себе влияние коронавируса — продажи ее страховых продуктов снизились, но тогда это удалось компенсировать тем, что снизились и страховые требования. Но нет гарантий, что коронавирус,  другие эпидемии и связанные с ними кризисы не скажутся в дальнейшем на бизнесе компании. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+