Ракетоплан для инвестора: как суборбитальные полеты изменят рынок космических услуг
Летом 2021 года в космической индустрии произошло два важных события. 11 июля разработанный компанией Virgin Galactic ракетоплан VSS Unity совершил свой первый суборбитальный полет с полным экипажем, достигнув высоты 86 км. На борту был и основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон. А 20 июля основатель Amazon и владелец космической компании Blue Origin Джефф Безос с помощью системы New Shepard — ракета плюс садящаяся в автоматическом режиме капсула — добрался до отметки 107 километров. Короткая, но яркая гонка вызвала волну разговоров о развитии космического туризма. Однако инвесторам стоит обратить внимание и на другие рынки, которые могут измениться благодаря распространению суборбитальных перелетов.
Прыжок
через океан
Сейчас рынок космического туризма приходится моделировать на основе косвенных данных, например оценок числа потенциальных платежеспособных клиентов. При этом ясно, что речь идет о небольшом секторе, не сопоставимом со всей глобальной космической экономикой, которая охватывает множество направлений — от космической связи до рынка коммерческих запусков. В 2020 году ее объем составил около $385 млрд. А рынок космического туризма — всего $0,6 млрд, с потенциальным ростом до $4 млрд к 2035 году. К тому времени космическая экономика в целом приблизится к $1 трлн.
Но оценивать потенциал суборбитальных перелетов можно иначе — не привязываясь к космическому туризму, а ориентируясь на существующую статистику по рынку авиаперевозок. Применяя такой подход, UBS (крупнейший швейцарский финансовый холдинг) прогнозирует, что объем коммерческих суборбитальных перелетов уже к 2030 году может достичь $20 млрд. Прогноз основан в том числе на опросах предполагаемых потребителей подобных услуг.
Действительно, суборбитальные пассажирские перелеты позволили бы сократить перелет из Лондона в Гонконг с 12 часов до 34 минут. К слову, военные разработки в этом направлении американский авиапром начал еще в 1940-х, а в начале 1960-х ракетоплан X-15 дважды преодолевал отметку 100 километров (официальную границу космоса), которую сейчас покорил корабль Безоса. Однако военные в итоге свернули подобные проекты.
Конечно, пока технологии не позволяют сделать суборбитальные перелеты доступными широкой публике. Но хотя рынок еще не сформирован, а инфраструктуры для суборбитальных коммерческих перелетов в принципе не существует, интерес инвесторов может стимулировать доведение технологий до нужного уровня.
Потенциальные
игроки
В последние годы инвестиции в коммерческий космос росли (на всех этапах инвестирования) в среднем на 33% в год и в 2020 году достигли $8,7 млрд. При этом ежегодное количество сделок остается неизменным, меняется только средний чек (например, с 2019 по 2020 год он вырос с $27 млн за сделку до $44 млн). Конечно, благодарить за такие показатели надо компании «большой четверки» космической отрасли: SpaceX, Virgin Galactic, OneWeb, Blue Origin, но даже без учета крупных сделок ежегодный рост не опускался ниже 20%.
Учитывая, что суборбитальный рынок только начинает формироваться и пройдет еще немало испытаний, прежде чем мы увидим регулярные перелеты, не так просто понять — за кем уже сейчас стоит следить инвестору. Пул таких компаний может состоять как из игроков, которые непосредственно специализируются на суборбитальных перелетах (Dawn Aerospace, iSpace, SpaceOne), так и из обладателей ключевых технологий в сфере подготовки пилотируемых полетов или производства летательных аппаратов (Relativity Space, Axiom Space). Стоит следить за компаниями, которые не входят в список крупных игроков космического сегмента и были профинансированы после 2020 года.
Мы видим, что инвесторы проявляют явный интерес к сектору: в последние годы валовый объем инвестиций резко вырос, как и количество
новых компаний и инвестиционных раундов.
Шансы
и риски
Не стоит ждать взрывного роста компаний, которые занимаются или планируют заняться суборбитальными перелетами, ведь речь идет о высокорискованных проектах — даже для инвестиций на посевных стадиях. При этом основные риски — это не только сложности в разработке технологий, их тестировании и производстве, но и наличие альтернатив. Например, могут выстрелить конкурирующие проекты, такие как возрождение сверхзвуковой гражданской авиации. Инвестиции в эту область растут нестабильно, но в 2019 году превысили рекордную отметку $100 млн. Технология является значительно более отработанной и дешевой, хотя и не обещает таких скоростей, как суборбитальные перелеты.
Тем не менее вера в новый потенциальный рынок у инвестиционных компаний есть. За последние пять лет в него вложились 26 разного рода инвесторов, включая бизнес-ангелов. Интересно отметить, что в суборбитальные перелеты пока в основном верят непрофильные инвесторы, профильные же, такие как инвестиционная платформа Space Angels или фонд Hemisphere Ventures, предпочитают оставаться в стороне.
Важно, что развитие суборбитальных перелетов может подтолкнуть горизонтальный рост компаний, разрабатывающих ракеты-носители или продающих пусковые услуги. А это уже более понятные для инвесторов игроки — у них есть устоявшаяся бизнес-модель и неплохие финансовые показатели. Сегмент пусковых услуг при этом является самым большим сектором с точки зрения космических инвестиций. Рост рынка пусковых услуг и пилотируемых миссий, в свою очередь, влияет на смежные сектора, например на производителей компонентов для носителей и композитных материалов или разработчиков программ по подготовке к перелетам.
Кроме космического туризма и суборбитальных пассажирских перелетов, у высотных летательных аппаратов могут быть и другие сферы применения. Например, проведение различных экспериментов в условиях невесомости или низкой гравитации. Исследования в этой области уже активно финансируются фармацевтическими и биотехнологическими гигантами.
В итоге главную причину, по которой инвесторам стоит интересоваться суборбитальными перелетами, можно сформулировать так: этот сервис, конечно, пока далек от потребителя, но обладает хорошим потенциалом. Реальный уровень инвестиционного риска будет зависеть от развития технологий и правильного определения спроса и пожеланий потребителей.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора