К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ФНС оценила потери экономики от списания долгов при банкротстве бизнеса


Потери экономики от списания долгов в ходе банкротства бизнеса составили 12 трлн рублей за пять лет. Кредиторам возвращается лишь 5% от задолженности, поделилась своими расчетами Федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба (ФНС) оценила потери экономики от списаний долгов при банкротствах бизнеса в 12 трлн рублей за пять лет. Только за 2020 год было списано 3,4 трлн рублей, сообщил «Ведомостям» заместитель главы ФНС Константин Чекмышев. Изменить ситуацию призваны разработанные ФНС и Минэкономразвития поправки в закон о банкротстве.

 «12 трлн рублей потеряла экономика за пять лет, столько было списано долгов. Это то, что потеряли кредиторы, то, что они собирались вкладывать в бизнес, то, что должно было быть кровью экономики, заморожено, затромбировано институтом банкротства», — сказал Чекмышев. В среднем активы при банкротстве продаются в 5 раз дешевле рыночной стоимости, кредиторам возвращается не более 5% задолженности. По словам замглавы ФНС, ежегодно упущенная выгода кредиторов от распродажи имущества банкротов составляет 500 млрд рублей — столько составляет разница между общей рыночной стоимостью распродаваемых активов и стоимостью на торгах.

Банкротство в России на практике превратилось в процедуру закрытия бизнеса и освобождения от долгов. Подавляющее большинство банкротств (92,2%) заканчивается ликвидацией, 38% должников входят в процедуру банкротства уже без активов, следует из данных «Федресурса». По данным судебного департамента Верховного суда за 2020 год, 72% предприятий из процедуры внешнего управления и финансового оздоровления переходят в банкротство. Количество реабилитационных процедур в целом по стране «в пределах погрешности» — не более 2% (30% — в США).

 

«В нашем обществе отсутствует запрос на проведение реабилитационных процедур — должники не готовы подавать заявления о банкротстве, а кредиторы в условиях финансово-экономической нестабильности хотят вернуть свои деньги здесь и сейчас», —  отмечает управляющий партнер Центра по работе с проблемными активами Зоя Галеева. В каждом втором банкротстве последняя возможность взыскать задолженность — привлечь директоров или бенефициаров к субсидиарной ответственности. В 2020 году к ней был привлечен 3191 человек. Конкурсное производство в среднем длится почти два года. Банкротство стратегических предприятий при этом занимает вдвое дольше, чем обычных компаний: 1716 дней против 752 дней.

В мае 2021 года правительство внесло в Госдуму законопроект, призванный изменить институт банкротства. Разработчики поправок — Минэкономразвития и ФНС — рассчитывают, что реформа позволит сделать банкротство инструментом очистки рынка от неэффективных игроков и восстановления платежеспособности, что позволит должникам начать бизнес с чистого листа. «Законопроект критикуют все: банки, системные кредиторы, арбитражные управляющие – это признак качества. В такой конфликтной среде ни одно решение не может устраивать все стороны на все 100%», — сказал Чекмышев.

 

«Сфера конфликтогенна, любые поправки в закон вызывают бурное обсуждение», — отметил директор департамента корпоративного регулирования Минэкономразвития Михаил Бештоев. Законопроект, в частности, предлагает отменить вспомогательную процедуру наблюдения, заменить процедуры финансового оздоровления и внешнего управления единой процедурой реструктуризации. Как должники, так и кредиторы смогут за четыре месяца подготовить и утвердить ее план.

Вознаграждение арбитражного управляющего будет зависеть от результатов. «Арбитражный управляющий должен перестать быть бенефициаром института банкротства, он должен стать менеджером», — отметил Чекмышев. «Поправки призваны обеспечить независимость арбитражных управляющих исключительно на входе, и не факт, что в дальнейшем эта независимость сохранится», — считает руководитель «Федресурса» Алексей Юхнин.

От начала появления долга до инициирования банкротства зачастую проходит срок до одного года, рассказал Юхнин.  «Законопроект ничего не меняет в части ускорения этого процесса. Следовало бы отказаться от обязательного «просуживания» долга», — отметил он. Капитализация работающего бизнеса всегда выше, чем стоимость одних активов, добавила Галеева. «На ранних досудебных стадиях взыскание дает больший результат за счет отсутствия информации о неблагополучном состоянии должника», — сказал она. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+