Проклятие сентября: что будет с российским рынком и рублем в случае обвала в США
После того как глава ФРС США Джером Пауэлл объявил, что до конца года регулятор может начать сворачивать программу скупки активов ежемесячным объемом $120 млрд, инвесторы начали просчитывать свои риски. До сих пор эта программа была одной из причин небывалого роста американского рынка — c начала года S&P 500 вырос более чем на 20%, а за 12 месяцев — более чем на треть. Пока не ясно, приведет ли это решение к коррекции или более значительному падению, но риски возрастают, пишет CNBC.
Причин для продолжения роста американского рынка нет, кроме ожидания гигантского финансирования национальных программ в США, написали в аналитической записке главный стратег «Арбат Капитала» Алексей Голубович и управляющий директор «Арбат Капитала» Александр Орлов. «Рынок сейчас негативно реагирует не на плохие новости, а на любые намеки на отсутствие хороших», — говорится в ней.
Сентябрь и так традиционно плохой месяц для американских рынков — со Второй мировой войны в сентябре индекс S&P 500 рос только в 45% случаев, а в среднем его снижение составляло 0,56%, пересказывает Reuters данные исследовательской компании CFRA, которые собираются с 1945 года.
Голубович и Орлов написали, что фондовые индексы, скорее всего, не вырастут и в этот раз. Рынок «устал» от роста, а все хорошие новости уже заложены в цены. И даже хороший сезон отчетности в США — около 90% компаний из S&P 500 отчитались лучше ожиданий аналитиков — не смог резко подтолкнуть индексы вверх. В этот раз нервозности инвесторам добавляет и то, что 22 сентября ФРС проведет заседание, на котором должна озвучить решение о дальнейших действиях по стимулированию экономики и динамике ставок.
Чего ждать инвесторам в российские активы?
Печальный прецедент
В истории уже был прецедент, когда рынки рухнули после того, как ФРС свернула программу скупки активов. К концу 2013 года ее объемы составляли до $85 млрд ежемесячно. Тогда после объявления о сворачивании акции развитых рынков показали себя лучше развивающихся, несмотря на изначальную волатильность, вспоминает ведущий стратег по глобальным рынкам акций «Атон» Алексей Каминский. В течение месяца S&P 500 снизился на 6%, MSCI AC World — на 9%. При этом оба индекса показали двузначную доходность к моменту фактического начала сокращения. А акции развивающихся рынков, напротив, показали себя неважно. Российский рынок акций и рубль падали максимум на -14% и -6,7% соответственно, вспоминает он.
В этот раз, добавляет Каминский, «общая канва» останется похожей и инвесторам следует готовиться к продолжению роста активов развитых рынков против развивающихся.
На рынках сейчас присутствует еще один, гораздо более серьезный риск, считает начальник Центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин. Минфин США ежемесячно тратит $200-300 млрд на финансирование дефицита бюджета, то есть больше объемов покупки ФРС. И это только добавляет долларовой ликвидности на рынке. «Но до конца этого года его лимиты будут исчерпаны, и ему придется пополнять запасы наличности, что приведет к резкому оттоку — до $800 млрд — с рынка. Такую историю мы увидим впервые, и это безусловно ударит по рисковым активам и развивающимся рынкам, в том числе по России, — возможен отток средств инвесторов и ослабление рубля», — сказал Сусин.
Что будет с рублем
В этот раз, как это ни парадоксально, ужесточение политики ФРС США может оказать на Россию не такое серьезное влияние, поскольку после 2014 года с российского рынка ушло много иностранного капитала, успокаивает Александр Орлов. Кроме того, рубль поддерживает carry trade (стратегия получения прибыли на валютном рынке за счет разной величины процентных ставок) — даже если ставки по облигациям в США вырастут с 1,3% до 2%, это все равно несравнимо меньше российского уровня ставок по гособлигациям в 6-7%.
По его словам, главной жертвой сворачивания программы скупки активов станет американский рынок. Влияние на Россию скорее окажет возможное падение цен на сырьевые товары. «Худший вариант, который возможен в сентябре, — курс может достичь 80 рублей за доллар при условии снижения цены на нефть до $60 и снижения американских индексов более чем на 10%. Если же такого обвала не случится, то курс может находиться в диапазоне 75-76 рублей за доллар», — сказал Орлов Forbes.
Сусин считает, что, если влияние ужесточения политики ФРС будет чрезмерным, ЦБ может начать реагировать на это приостановкой покупки валюты. До конца года рубль поддержит то, что в конце года экспортеры будут продавать валютную выручку для уплаты налогов.
По мнению Сусина, рубль будет оставаться в широком диапазоне 70-80 рублей, по большей части «вблизи уровней 74-75 рублей за доллар». Рубль по-прежнему будет недооценен — фундаментально курс должен составлять примерно 70 рублей за доллар.