«Эльгауголь» перезаняла денег у синдиката во главе с Газпромбанком
Компания-оператор Эльгинского месторождения коксующегося угля привлекла кредит в 123 млрд рублей под залог экспортной выручки. Это позволит ей сделать большую часть своего долга долгосрочной и, возможно, вывести из залога объекты имущества
Оператор крупнейшего в России Эльгинского месторождения коксующегося угля, входящая в «А-Проперти» Альберта Авдоляна компания «Эльгауголь» привлекла 123 млрд рублей кредита у синдиката банков по главе с Газпромбанком. Это позволит ей перевести большую часть долга с короткими сроками погашения в долгосрочные обязательства. Юристы отмечают, что компания может снять залог с почти всего имущественного комплекса, в том числе лицензии на добычу и железной дороги к Эльге, пишет «Коммерсантъ».
По данным «СПАРК-Интерфакса», новый кредит действует до 30 июня 2031 года. Залогом выступают имущественные права по договору поставки угля, заключенному между «Эльгауглем» и его трейдерской структурой Elga Coal Overseas. Залогодержателями выступают «Ак Барс», «Зенит» и Газпромбанк, последний — управляющий залогом. Представитель «А-Проперти» объяснил, что средства привлекались для перекредитования текущей задолженности компании. В банках не предоставили комментариев газете.
В апреле АКРА присвоило «Эльгауглю» кредитный рейтинг BBB+(RU) со стабильным прогнозом и оценивало общий долг компании в 127 млрд рублей. По данным АКРА, этот долг был преимущественно краткосрочным и связан с финансированием сделки по покупке активов Эльги. Тогда же стало известно о планах компании рефинансировать долг в 2021 году с целью перевода его из краткосрочного в долгосрочный в формате синдицированного кредита с комфортным графиком погашения.
В 2020 году «А-Проперти» приобрела активы Эльги у «Мечела» и Газпромбанка совокупно за 142 млрд рублей. Задолженность компании по итогам года выросла в 11 раз, до 152,2 млрд рублей. Возможно, часть этого долга была впоследствии перенесена на «Эльгауголь». АКРА, основываясь на консервативном сценарии развития «Эльгаугля», полагает, что отношение общего долга к средствам от операционной деятельности (FFO) до чистых процентных платежей по результатам 2021 года составит 5,8х против 18х по итогам 2020 года.
К 2023 году показатель снизится до 2,8х по мере роста операционного денежного потока, увеличения объемов обогащения угля и, как следствие, роста рентабельности. Сейчас рентабельность оценивается в 36%, что аудиторы считают высоким уровнем. За первое полугодие «Эльгауголь» отчитался о росте добычи на 300% в годовом выражении, до 7,5 млн тонн. По итогам 2021 года добыча, как ожидает компания, достигнет 18 млн тонн, а к 2023 году вырастет до 33 млн тонн.
Погашение прежних кредитов «Эльгаугля» может вывести из-под залога его имущество. Основные активы Эльги, в том числе железная дорога от месторождения до БАМа, а также лицензия на добычу, сейчас заложены в Промсвязьбанке и Газпромбанке. Руководитель корпоративной практики Crowe CRS Legal Ольга Сницерова сказала, что если прежние кредитные договоры прекращаются исполнением, пусть и за счет нового привлеченного кредита, то залог прекращается.
Необходимость избавления имущества Эльги от залогов может быть связана с новым капиталоемким проектом компании — строительством частной железнодорожной ветки Эльга (Якутия) — Чумикан (Хабаровский край), полагает газета. Стоимость новой дороги протяженностью 500 км с портом на побережье Охотского моря, по оценке «Эльгаугля», составит 97,1 млрд рублей. Для начала строительства компания просит власти обеспечить вывоз 30 млн тонн ее угля по БАМу в приоритетном порядке в течение пяти лет, пока идет стройка.
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, если новая ветка будет выделена в отдельную компанию, а финансирование будет проектным, то долг «Эльгаугля» может и не вырасти. Стоимость километра дороги по проекту в четыре раза ниже стоимости прокладки ОАО РЖД, а стоимость порта довольно низкая по сравнению с другими терминалами, строящимися в России.