К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что ждет российский банковский сектор в эпоху низких ставок

Фото REUTERS / Maxim Shemetov / File Photo
Фото REUTERS / Maxim Shemetov / File Photo
По всей видимости, она пришла к нам надолго, и приспосабливаться надо уже сейчас

На депозитном рынке одной из причин снижения ставок стали активные действия ЦБ. При новом руководстве регулятор энергично принялся расчищать сектор от банков, «пылесосивших» депозиты под неадекватно высокие ставки и впоследствии исчезавших. Параллельно были пролоббированы жесткие ставки отчислений в Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Действия ЦБ наложились на хронический переизбыток ликвидности в банковском секторе. Банки уже давно живут без внятного ответа на вопрос «как зарабатывать деньги»? Если мы не говорим о связанных сторонах, то у банка есть три основных способа заработка – кредитовать реальный сектор (корпоративных заемщиков или население), кредитовать другие банки или вкладываться в фондовой рынок.

Корпоративный сектор уже давно не предъявляет спрос на инвестиционный кредит, т.к. при нынешней макроэкономике и геополитике вкладываться в длинные проекты крайне рискованно. Сейчас основные потребности корпоратов – кредитование оборотного капитала и мелкие короткие инвестпроекты — нарастить качественный портфель в таких условиях сложно.

 

Кредитование физических лиц, кроме ипотеки, связано с повышенным риском дефолта. Но ипотека – слишком конкурентный сектор, а фокус на необеспеченном кредитовании уже играет не в пользу банков.Межбанковское кредитование также не лучшая перспектива: у приличного контрагента и так есть своя ликвидность, а тот, кому она очень нужна, скорее всего высокорискованный заемщик.

В этой ситуации банки начинают активно смотреть на фондовый рынок, но и там картина нерадужная: доходности облигаций находятся на докрымских уровнях, хотя экономика пребывает в депрессии, а геополитическая обстановка остается напряженной.

 

Куда понесут деньги вкладчики?

Пока самой многочисленноой группой остаются «инерционные» вкладчики. Это инвестиционно-неактивные люди, для которых вклад скорее «заначка» с процентами, цель – сохранить, поэтому ставка принципиально не важна. 

За ними следуют «аккуратные» вкладчики: более инвестиционно-активные граждане, понимающие концепцию альтернативной стоимости денег, но из-за небольшого опыта инвестирования они склонны преувеличивать риски. «Аккуратные» ощущают, что снижение ставок должно стимулировать их потребление, но параллельно осознают, что кризис надолго и поэтому нужны сбережения на черный день. И пусть проценты невысокие, зато есть госгарантия и что-то все же стабильно зарабатывается.

 

Третий тип – «инвесторы» – инвестиционно-активные люди с большим опытом инвестирования, способные адекватно оценивать риски. И наконец, четвертый – «процентные староверы», которые никак не могут смириться с новой реальностью, где рублевые ставки ниже 15%, а долларовые - 8%.

Часть вкладчиков пытается остаться в банковском поле и покупает депозитные сертификаты: из-за своей безотзывности он дают премию по ставке, но и ее банки стали сокращать. Другие выходят за пределы банковского сектора и исследуют alternative investments, однако такие инструменты очень плохо развиты в России.

Другие приходят к более здравому методу увеличения доходности через принятие риска – на фондовый рынок. Как крупный брокер мы видим все больше и больше инвесторов из последних двух категорий вкладчиков, которые с удивлением обнаруживают, что сегодня российский фондовый рынок предлагает привлекательные комбинации риска и доходности, зачастую сильно лучше депозитов.

Палитра доходностей весьма широка: 9-11% в рублях (2-4% в долларах) при низком риске и 11-14% (4-7%) - при среднем, плюс индивидуальные инвестиционные счета, репо и иностранные активы, которые могут увеличивать доходность.

Что делать банкам? 

 

Вариантов немного, и ни один из них не дает быстрого или приемлемого по риску результата. В плане процентного бизнеса стратегий только две – увеличивать доходность активов или снижать стоимость пассивов. В первом случае это возможно только через увеличение риска операций (кредитование более слабых заемщиков, удлинение активов или наращивание «плеча» на рынке), за счет ухода в нерыночные операции (кредитование связанных сторон, прямое или перекрестное) или в совсем «темные» истории.

Первый путь приводит к существенному повышению кредитных и рыночных рисков, что при слабой и волатильной макро- и рыночной ситуации весьма нежелательно. Последние варианты чреваты очень скорым возмездием со стороны ЦБ.

Говоря о стоимости пассивов, доступных стратегий также две – снижение платного или наращивание объемов бесплатного фондирования (например, текущие счета и остатки). Первой стратегии придерживаются сегодня все банки, но она не дает роста прибыли, вторая же сильно ограничена тем, что таких денег мало и конкуренция очень высока.

Часть банков старается увеличить кредитную базу, чтобы при том же процентном спреде увеличить прибыль. Но качественных заемщиков не так много, плюс есть лояльность к предыдущему кредитору и потенциал его контрпредложений. 

 

В рамках последней стратегии можно также рассматривать попытки слияний банков, но обычно ним прибегают после неудачной реализации более простых стратегий. В результате сливаются банки с накопленным багажем проблем. Кроме того, слияние двух команд с разными культурами и правилами очень редко заканчивается благополучно в финансовой сфере. 

Другой вариант – покупка конкурентов. Но на сегодня осталось немного банков, которые действительно хочется купить, да и у редкого акционера есть такая возможность.

Развитие комиссионного бизнеса – любимая мантра банков, но без большой и лояльной клиентской базы и IT-технологий (чем мало кто может похвастаться) такая стратегия не работает, особенно в условиях жесткой конкуренции.

Еще один вариант – развиться за пределами коммерческо-банковского бизнеса, создав инвестбанковские подразделения или private banking департаменты. В случае очень больших банков эти бизнесы в рамках всей группы приносят небольшой доход (если вообще приносят), но создают большие риски и отвлекают фокус топ-менеджмента, поэтому ими не занимаются и в итоге их полностью переваривают.

 

Банки поменьше сталкиваются с тем, что выращивание нового рыночного бизнеса может занять годы, т.к. даже с опытной командой нужно наработать клиентскую базу, правильно выстроить процессы, дать людям сработаться и т.д. Да и без быстрых позитивных результатов терпение акционеров может закончиться слишком рано.

В целом стоит ожидать, что часть банков решится на рост рисков на балансе и поэтому покинет рынок при следующем шоке. Параллельно сектор будет медленно консолидироваться через слияния, поглощения и санации (редко успешные). Крупные банки будут пробовать новые бизнесы, но немногие из них преуспеют. Наконец, некоторые просто уйдут с рынка, добровольно (как больших иностранных банков) или принудительно.

Картина в целом далека от радужной, но банковский сектор – это всегда прямая производная макроэкономики и институциональной среды. Поэтому чтобы добиться качественных изменений, надо начинать с этих двух факторов, а не продолжать борьбу с последствиями.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+