Акционеры НПФ используют средства пенсионных фондов для финансирования аффилированных с ними проектов, заявил на прошлой неделе первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Он пообещал, что надзор за такими фондами будет жесткий, чтобы исключить переток средств со счетов пенсионеров в пользу акционеров НПФ.
Речь идет о НПФ, инвестировавших пенсионные деньги в проекты своих акционеров по заниженным ставкам, пояснил Forbes директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ Филипп Габуния. "Это не прямое воровство, но с точки зрения доверительного управления пенсионными средствами является нарушением прав граждан", – отмечает он. Если ЦБ выявляет такое нарушение, то требует от акционера НПФ вернуть выведенные деньги обратно в фонд для распределения по счетам застрахованных лиц. Фонды, чьи акционеры отказались это делать, ЦБ не допускает в систему гарантирования пенсионных накоплений.
Есть и другая схема вывода средств, продолжает замруководителя Главной инспекции ЦБ Иван Козлов: приобретение пенсионными фондами активов по искусственно завышенной стоимости. Например, рост стоимости ценных бумаг на 20-30% на малых биржевых объемах с помощью аффилированных структур или покупка фондом паев закрытых ПИФов, ипотечных сертификатов участия (ИСУ) и облигаций так называемых технических компаний. В этом случае регулятор также требует от акционеров НПФ вернуть на счета пенсионеров выведенные средства. "Таким образом [мы] вернули 2,5 млрд рублей. Тот, кто нахимичил, но вернул деньги, в итоге смог войти в систему гарантирования", – рассказывает Козлов.
Некоторые пенсионные фонды пытались скрыть вывод денег в пользу владельцев, используя перекрестные схемы: сомнительные активы оформлялись не на акционеров фонда, а на других участников финансовой группы. Но сейчас это делать сложнее, рассказывает Козлов: ЦБ как мегарегулятор нередко приходит проверять НПФ одновременно с проверкой других аффилированных структур – банка, управляющей и страховой компании, а также спецдепозитария.
В течение года ЦБ несколько раз ужесточал надзор за НПФ.
С февраля инвестиции в аффилированные с акционерами проекты не должны превышать 25% пенсионных накоплений. В сентябре регулятор сократил список рейтинговых агентств и оценщиков, чьи оценки ценных бумаг позволяют держать их в портфелях пенсионных фондов. В декабре максимальный размер ИСУ в портфелях фондов уменьшится с 40% до 10% накоплений.
Эти меры должны помочь регулятору предотвратить банкротство фондов. Самым масштабным за всю историю рынка стал крах семи фондов Анатолия Мотылева в августе. На балансе этих фондов числилось имущество на 50 млрд рублей, но Агентство по страхованию вкладов обнаружило лишь половину. Из сообщения рейтингового агентства “Эксперт РА» следует, что проблемы могут возникнуть и у фонда «Первый национальный» бизнесмена Евгения Новицкого – 6,5 млрд рублей, или две трети накоплений, инвестированы в бумаги низкого качества, в том числе ипотечные.
За два года в систему гарантирования вошли 33 фонда из 55 подавших заявки, их активы покрывают 96% пенсионных обязательств перед гражданами. Всего в России 75 фондов с действующей лицензией на работу с пенсионными накоплениями. Срок подачи заявок в ЦБ истекает в декабре. Не прошедшие лицензирование НПФ должны будут прекратить деятельность и вернуть средства в Пенсионный фонд.
Среди фондов, вошедших в систему гарантирования, регулятор таких рисков не видит: по его данным, сейчас ни один из них не нарушает норматива в 25% на инвестиции в проекты акционеров фонда. Тем, кто успел войти в систему гарантирования до 1 марта 2015 года, помог приток средств замороженных пенсионных накоплений за 2013-2014 годы. Например, в начале года у крупнейшего НПФ Микаила Шишханова «Европейский пенсионный фонд» вложения в ИСУ достигали 30% накоплений. Сейчас благодаря тому, что граждане переводят накопительную часть пенсии из Пенсионного фонда в НПФ, «Европейский» смог нарастить накопления более чем в три раза, почти до 60 млрд рублей, и за счет этого доля ИСУ снизилась до 7,6% накоплений.
Через ИСУ пенсионные фонды группы БИН помогают ее владельцам получить финансирование под залог принадлежащей им коммерческой недвижимости (см. таблицу). Кроме того, с помощью НПФ можно рефинансировать сделки для приобретения самых разных активов. Например, после покупки лизинговой компании «Европлан» Шишханов заложил ее акции в «технической компании» «Стройжилинвест», выпускавшей облигации, оказавшиеся на балансе пенсионных фондов. «Неправильно говорить о кредитовании собственников пенсионными деньгами, - уверяет Шишханов. - Ситуация скорее обратная: акционеры передают пенсионным фондам качественные активы, устойчивые к рыночным колебаниям, и фактически делятся гарантированной доходностью».