Говорят, что мошенники — это те же бизнесмены, только с творческим подходом. Действительно, схемы вывода активов компании ее же менеджерами иногда поражают воображение своей изощренностью. Собственник может долгое время даже не подозревать, что наемный менеджер ворует, бухгалтер проводит несанкционированные оплаты, а партнер по бизнесу уже и вовсе вывел его из состава учредителей. Знание типичных схем, которые используют мошенники, поможет своевременно обнаружить «великих комбинаторов» в своем окружении и предотвратить или по крайней мере минимизировать ущерб от этих комбинаций.
В последнее время наряду с уже привычными схемами вывода денег из компании путем оплаты несуществующих товаров и услуг распространение получила схема, при которой из компании выводится выручка. Она устроена довольно просто, хотя обнаружить ее нелегко. Как правило, менеджмент просто открывает еще одну компанию и оформляет на нее клиентские договоры. Таким образом, выручка уходит в их собственный бизнес, в то время как затраты падают на основную компанию.
Такие схемы особенно популярны в международных компаниях, бренд которых ценится потребителями, а также в крупных российских компаниях с удаленными региональными представительствами. К сожалению, чаще всего такие махинации вскрываются благодаря случайному стечению обстоятельств.
Например, был случай, когда клиенту компании не понравилось качество предоставленных консультационных услуг, и он обратился с жалобой в головной офис, расположенный в Париже. Назовем эту компанию «Круасан».
Для проведения проверки головной офис запросил у клиента договор, по которому осуществлялся консалтинг, и с удивлением обнаружил, что договор был заключен не с российской дочерней компанией «Круасан-Рус», а с компанией, название которой отличалось от названия российской «дочки» ровно на одну букву, — «Круасан-Рос». Проверка корпоративной базы данных показала, что компания «Круасан-Рос» зарегистрирована на имя генерального директора российской дочерней компании, а еще 4 компании со сходными именами, осуществляющие консалтинг в той же области, зарегистрированы на членов его семьи. Последовавшее внутреннее расследование, включавшее анализ бухгалтерской отчетности, а также проверку электронной переписки топ-менеджмента, показало, что именно предпринял менеджер.
Новым клиентам, приходившим в «Круасан-Рус», предлагали заключать договоры с компаниями гендиректора, выдавая их за дочерние предприятия французского головного предприятия, чей бренд и качество были широко известны. Эти компании существовали только на бумаге и получали вознаграждения по консультационным договорам. Все же расходы, связанные с осуществлением консалтинга оставались в «Круасан-Рус»: начиная с зарплаты консультантов и заканчивая рекламой услуг и арендой офиса.
Постепенно доля клиентов, заключивших договоры с компаниями генерального директора, превысила 40% общей клиентской базы, что не могло не повлиять на прибыльность «Круасан-Рус». Представители головной парижской компании, конечно, задавали вопросы о причинах ухудшения финансовых показателей. В ответ генеральный директор жаловался на кризис и особенности российского рынка, требующего взяток и откатов, которые по политике группы были недопустимы, а потому часть клиентов якобы отказывалась от услуг «Круасан-Рус».
Такая схема возможна и в компаниях, производящих товары или торгующих ими. Для перепродажи товаров через «свои» компании достаточно предварительно списать партию с баланса из-за якобы брака или даже хищения.
Как обнаружить, используют менеджеры такую схему для увода выручки или нет? Характерным признаком является постепенное или внезапное падение выручки и прибыльности предприятия без объективных причин. При возникновении устойчивого тренда снижения прибыли собственнику стоит провести анализ статей затрат и выявить, за счет чего именно она снижается. К примеру, в нашем случае было достаточно увидеть, что загруженность консультантов «Круасан-Рус» не снижалась пропорционально снижению выручки, а значит, они работали на проектах, за которые компания не получала платы.