К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Поход на Восток. Как российскому стартапу привлечь инвестиции в Азии

Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Фото Владимира Смирнова / ТАСС
У российских стартапов есть хороший шанс не прогореть с новым продуктом в Азии и привлечь инвестиции. Но для этого надо понимать правила, по которым играет рынок

«Загадка, завернутая в тайну» — эта популяризированная Уинстоном Черчиллем поговорка описывает отношение Запада к России. Тем временем западные специалисты, которые работали и работают в нашей стране, отмечают, что, осознав российскую реальность, достигнуть успеха вполне возможно. Аналогичное правило работает и для азиатских рынков.

На трех китах

Центр индустрии инвестиционных фондов в Азии расположен в Сингапуре, а вспомогательные точки — в Гонконге и Шанхае. У всех крупных фондов так или иначе есть представительства в этих локациях. По количеству фондов именно Шанхай, а не столица Пекин, стал финансовым центром Китая.

В случае с Сингапуром и Гонконгом сыграли свою роль полностью адаптированные под Запад государственные институты, а также отсутствие языковых барьеров по историческим причинам, что делает эти рынки привлекательными для западного капитала.

 

Именно поэтому, например, инвестиционное подразделение Louis Vuitton, крупнейший фонд L. Catterton ($14 млрд, средний чек $50 млн) открылся в Сингапуре с представительствами в Гонконге и Шанхае. По такой же схеме работают фонды из США — IDG Capital и Sequoia Capital. Последний присутствует во всех трех точках с дополнительными офисами в других странах региона. Преимущество Сингапура еще и в тесном экономическом сотрудничестве с Австралией. Азиатские фонды также предпочитают эти три локации, так как поиск инвесторов в таких регионах идет легче и результативней.

В зависимости от юрисдикции есть множество возможностей для роста. В Сингапуре, например, достаточно легко получить инвестиции от государства. Сайт государственного фонда венчурных инвестиций startup.sg описывает предложение конкретно: $3 за каждый $1, поднятый на раунде инвестирования, если проект обосновывается в Сингапуре и является прорывным в своем сегменте.

 

Также есть возможность получать гранты. Агентство развития Гонконга создало специальный Innovation and Technology Fund, который инвестирует в перспективные проекты и предоставляет помощь в организации производства.

Общение с фондами в Азии проходит так же, как и везде: в основном спрашивают про команду и стратегию. Фонд понимает, что, каким бы хорошим ни был продукт или проект, без генерации спроса и сбыта ему не выжить.

Где нужны российские корни

Нельзя не затронуть факт российского происхождения. В Китае это не играет большой роли, но если речь идет о Сингапуре или даже Гонконге, то стартапам стоит быть готовым к тому, что решение принимает европейский или американский эксперт.

 

Лучше всего, чтобы команда стартапа была международной. Вполне может сработать наличие советников или независимых директоров из Европы и США. Если речь об IT-проекте, то российское присутствие вполне логично в сегменте технической экспертизы и программирования.

Для стартапов есть вариант работы с акселераторами. Например, проект 500 Startups в Китае, как и многие другие вроде Chinaccelerator, предлагает трехмесячные программы, а проект Founders Space помогает масштабироваться в Китае.

Китайские акселераторы бывают как частными, так и корпоративными. Причем корпорации стараются быть ближе к госучреждениям, что полезно для GR. По той же причине акселератор Microsoft находится в Пекине. Отдельно стоит сказать, что выход в Китай без местного партнера не рекомендуется. Причины тому главным образом в культурном и языковом барьерах.

Нельзя не упомянуть про собственные акселерационные программы таких гигантов, как Alibaba и TenCent. Они не только создают и развивают проекты, но и привлекают массу стартапов со всего Китая.

Пройти контроль

Системы «знай своего клиента» и проверка на отмывание средств в азиатских банках не менее строги, чем в Европе и США. Никто не хочет рисковать лицензией. Проверки для корпоративного счета с российским акционером занимают 3-4 недели, иногда больше.

 

Один вариант быстрого решения проблемы — это открытие счета в подразделении Private Banking в небольшом европейском банке, а также наличие представительства в нужной стране.

В некоторых случаях, например в Сингапуре, европейские банки готовы помочь во временном решении вопроса. Не имея разрешения на обслуживание корпоратов, банк может быть готов все-таки открыть корпоративный счет, но с ограничением числа ежемесячных операций. Проведение дополнительных транзакций приведет к закрытию счета, либо банк их просто не согласует.

Работа в Азии — вполне реальный вариант развития для бизнеса. Правила игры несколько своеобразны, но, зная их, вполне можно достичь успеха. Не стоит бояться, поскольку тот же старик Уинстон всегда говорил: «Настрой — это то, что создает и определяет вас».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+