Упущенные возможности: почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском
Данные ФРС показывают, что общий объем денежной массы США (агрегат М2) с января 2020 года вырос на $4,57 трлн, или на 27,6%, и составил в феврале 2021 года $19,67 трлн. Баланс Европейского центрального банка (агрегат М3) достиг €7 трлн против €4,67 трлн в 2019 году.
На фоне продолжения политики нулевых процентных ставок, которая действует уже 12 лет, деньги обесцениваются с огромной скоростью. Если 10 лет назад цена эксклюзивных автомобилей доходила до $500 000, то сегодня состоятельным покупателям могут предложить машину и за $2,5 млн. Обеспечивать привычный образ жизни становится все дороже не только среднему классу, но и людям со значительным капиталом.
Облигации, золото, недвижимость и другие консервативные инвестиционные инструменты, на которые рассчитывает большинство инвесторов, не успевают спасать их капиталы от инфляции. Чтобы не только сохранить, но и приумножить капитал, необходимо пересмотреть свой подход к управлению рисками.
Новая скорость
Я начал заниматься рисками почти 20 лет назад. Тогда, в начале 2000-х, в этой сфере происходили большие изменения: появилось новое банковское регулирование, основой которого стало соглашение «Базель II». Именно тогда банкиры начали управлять не только маржой, но и возвратом на капитал с учетом риска. Но сегодня скорость, с которой деньги обращаются в экономике и зарабатываются инвесторами, совершенно другая, чем 10–20 лет назад.
Анти-Instagram для аудитории TikTok: почему взлетела новая соцсеть без фильтров Poparazzi
Раньше, чтобы создать компанию, которая стоит $1 млрд, нужно было несколько десятилетий много и тяжело трудиться: выстраивать бизнес, зарабатывать и реинвестировать. Сейчас тот же результат можно получить за 3–5 лет и для этого даже не нужно показывать прибыль. Казалось бы, новая реальность должна привести к новому качественному скачку в понимании рисков, но пока изменения в этой сфере происходят крайне медленно. Традиционные аналитики вешают ярлык «пузырь» на целые индустрии, среди которых и космические технологии, и SaaS (софт по подписке), и биотехнологии, и многие другие перспективные направления, а затем годами ждут коррекции. Имеют право. Но тогда им придется принять, что они год за годом будут терять капитал.
Сегодня стандартный инвестиционный портфель, где 40% средств вложено в недвижимость, 30% — в надежные облигации и еще 30% — в фондовый рынок, может принести 5–7% годовых. И это считается хорошим результатом! Но фактически с учетом реальной инфляции такая стратегия лишь замедляет неизбежное. Чтобы капитал начал зарабатывать в условиях масштабных вливаний денег в экономику, в инвестиционном портфеле должны быть активы с более высокой доходностью и скоростью роста.
Упущенная выгода
Новые экономические условия диктуют необходимость изменить саму концепцию риска. Риск больше не в том, что стоимость акций после IPO может упасть. Настоящий риск в упущенных возможностях, упущенной выгоде (opportunity cost), которая может достигать огромных размеров. Если ты два года назад не вложился в Tesla, Twilio, CrowdStrike и Fiverr, ты потерял 400–500% роста. Новый взгляд на риски позволяет видеть возможности там, где консервативные управляющие видят стоп-сигналы. Недавняя коррекция в 15–20% акций IT-компаний спровоцировала лавину негативных прогнозов. Но если учесть, что в прошлом году многие компании выросли в среднем более чем на 100%, то эта коррекция уже не воспринимается столь трагично.
Изящные инвестиции: бриллианты как альтернативный актив в период высокой волатильности
Сегодня обоснованный риск с целью приумножить капитал в долгосрочной перспективе — это четкая аллокация в альтернативные активы и принятие факта, что часть из них может иметь негативный тренд в определенный период. Поскольку я работаю в венчуре, у меня в портфеле на альтернативные долговые обязательства и венчурные инвестиции выделено 40% капитала. Но даже при умеренном аппетите к риску эта доля не должна быть меньше 15–20%. Финансовый мир подошел к моменту, когда в очередной раз ему придется выйти из зоны комфорта, переосмыслить то, как он работал последние 20 лет, и начать рисковать по-новому. Безопасность, которую обещали консервативные инвестиционные инструменты, окончательно стала иллюзией. А альтернативные классы активов становятся способом приумножить капитал. Инвесторам пора выходить на новый уровень и активнее участвовать в построении будущего.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора