Тема IPO не так проста, как сейчас многим кажется. Ряд процедур достаточно скрупулезно описан и регламентирован, но остается немало места и для неформальных «закулисных» действий. Стоит сделать некую вводную.
Классика жанра
Когда та или иная компания решает выйти на фондовый рынок, то она обращается, например, к Goldman Sacks, JPMorgan или другому инвестиционному банку с просьбой быть андеррайтером — организатором первичного размещения. Затем следует длительный этап сбора информации, подачи заявки и оценки акций компаний. После этого организатор IPO начинает заполнять «книжку» — список заявок от крупных банков, инвестиционных компаний, фондов, состоятельных клиентов. Если на рынок выходит известная и перспективная компания, то, как правило, удовлетворяется только часть заявки, например, 25-30% от желаемой суммы, а если интерес не очень большой, то заявку могут удовлетворить и на 100%. Частный инвестор с несколькими тысячами долларов в кармане традиционно в таких размещениях не участвовал.
- Частные инвесторы отдали в доверительное управление 1 трлн рублей: куда они вкладывали
- Почему частные инвесторы ставят на рост рынка, а фонды и брокеры — на падение
- Китайский новый год: почему частным инвесторам стоит присмотреться к Китаю
Однако в связи с бурным ростом рынка в последние годы некоторые брокеры стали предоставлять частным инвесторам возможность вложиться в IPO. Их немного, в США это E*TRADE и TD Ameritrade, услуги которых не доступны нашим гражданам. Однако, как ни странно, Россия сейчас является одним из лидеров по обеспечению доступа частных инвесторов к IPO. Эти и занимаются «Фридом Финанс», United Traders, ФИНАМ, «Тинькофф Инвестиции», АТОН. В общем, нашему инвестору есть куда обратиться.
Раскрученная тема
Почему частный инвестор заинтересовался достаточно специфической для личных вложений областью? Ведь на рынке котируются сотни акций известных компаний, не говоря уже об армии ETF — биржевых фондов на индексы фондового рынка США, стран Европы и Азии, любых секторов экономики. Есть варианты на любой вкус и на любой уровень риска и дохода.
- Сам себе инвестор: к чему может привести бум частных инвестиций
- IPO с нулевой суммой: кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений
- «Не очень удачное размещение»: компанию россиян Semrush оценили на IPO в $1,9 млрд
Ответ понятен. Достаточно посмотреть на доходы от хорошо раскрученных IPO, о которых с завистью говорят на всех углах. Вот некоторые из них за прошлый год: акции онлайн-страховщика Lemonade Inc только за первый день торгов выросли на 139%, производителя ПО BigCommerce Holdings — на 201%, фармацевтической компании CureVac N.V. — на 249%. Конечно, так получается не всегда, но очень многие бумаги растут уже в первый день после размещения на 30-40%, а в первые несколько месяцев — на 100% или даже 200%. Этому способствует и тот факт, что инвесторы, купившие акции до IPO, могут продавать свои бумаги только после трех или шести месяцев — это так называемый lock up период — время запрета на торговлю, чтобы не допустить сильной волатильности.
Большой доход — большой риск
К сожалению, подавляющая часть инвесторов, пришедших на фондовый рынок в последние пару лет, не очень образованна, и зачастую у них жадность берет верх над страхом. Многие не видят или не до конца понимают риски, с которыми связаны инвестиции в IPO. Чтобы понять общую картину, следует посмотреть на рынок IPO с точки зрения исторической доходности. В определенные годы вложения в IPO легко опережают по доходности рынок, но так бывает не всегда. Например, в 2018 году, когда индекс S&P 500 вырос почти на 30%, IPO обеспечили только 5% дохода, а в 2015 году, когда рынок в целом оставался неизменным, на IPO можно было потерять 9%.
В 2020 году был настоящий бум: в США было проведено 432 первичных размещения против 232 в 2019-м. Примечательно, что в этом году на IPO уже планируют выйти 417 компаний, так что прошлогодний рекорд может не устоять. Очевидно, что эта безумная гонка связана с денежно-кредитной политикой мировых регуляторов — на рынке «крутится» колоссальное количество денег, а это самая питательная почва для успешного создания новых публичных компаний.
- Служба одного окна: как россияне создали компанию SEMrush и готовятся к IPO в Нью-Йорке, которое может сделать их миллиардерами
- Как белка в колесе: почему самая дорогая компания Кремниевой долины не проводит IPO
- Власти обсуждали налоговые льготы инвесторам для увеличения числа IPO в России
По данным Dealogic, средний прирост за первый день IPO в США в прошлом году составил 23,7% по сравнению с 12,8% в 2019 году и 13,4% в 2018-м. Средняя недельная доходность — 25,4%, снова превысив 15,2% в 2019 году и 11,9% в 2018 году. И хотя эти данные рассчитаны в августе прошлого года, эйфория на рынке сохраняется.
Получается, что частному инвестору нечего опасаться? Полагаю, что это не совсем так. Все-таки речь идет о высокорискованных инвестициях. Например, известная компания Uber Technologies, Inc. (UBER) вышла на рынок в мае 2019 года по цене $37,1. Сначала ее акции немного подросли, а затем стали падать и через три месяца подешевели на 25%. Безубыточно их можно было продать только в ноябре 2020 года. А ведь многие инвесторы покупают бумаги на первичном размещении не с целью долгосрочных инвестиций, а для того, чтобы быстро продать и зафиксировать свою прибыль.
Сколько это стоит
Говоря о рисках вложений в IPO, нужно помнить и о том, что это дорого. Российские брокеры выходят на этот рынок сложными «тропами», не всегда понятными, что само по себе является фактором риска. Да и их комиссионные тоже ложатся существенным грузом на инвестиции физического лица. По имеющимся данным, они могут доходить до 4-5%, а некоторые брокеры еще берут 20% от полученного дохода.
Многие брокеры вводят свой lock up на продажу акций после IPO, что вызывает законные вопросы. Как мы уже отмечали, под такие ограничения, как правило, попадают работники компании, владеющие ее акциями, или инвесторы, которые приобрели их до рыночного размещения.
- Coursera выходит на IPO: насколько выгодна эта инвестиция
- Отходное дело: почему Goldman Sachs советует покупать акции мусорных компаний и можно ли заработать на этом в России
- «Мы всех порвали и стали самыми дорогими на рынке»: как CloudPayments стал лидером среди платежных сервисов
Наконец, красивые цифры доходности того или иного первичного размещения не должны вас сильно завораживать, поскольку выигрыш отдельного инвестора может быть при этом не таким значимым. Например, вы отправили заявку на участие в перспективном IPO в размере $10 000. Ваша аллокация составила 20% (а бывает и всего несколько процентов). Представим, что вы выиграли в эту «лотерею» и акция выросла в цене на 60%. Таким образом, вы получите только $1200 навара за минусом комиссионных и других затрат брокера. Если на рынок выходит менее привлекательная компания, то вам могут выделить акций на все деньги, но и бумага в этом случае с большей вероятностью уйдет в минус.
На мой взгляд, 2020-й был уникальным годом на фондовом рынке и вряд ли он полностью когда-либо повторится. Фондовые индексы находятся сейчас на исторических максимумах, и отношение к риску начинает меняться.
Тренд меняется?
Если с начала 2021 года индекс широкого рынка S&P 500 вырос на 9,9% (здесь и далее приведены данные на 14 апреля), то биржевой фонд американских IPO — Renaissance IPO ETF (IPO) упал на 0,2%, а ETF на глобальные первичные размещения — Renaissance International IPO ETF (IPOS) и того больше — на 2,6%. Причем падение этих фондов от пиковых значений уже этого года составило соответственно 15,5% и 14%. Сильно просели в этом году и показатели отечественного Фонда первичных размещений (FPR) от «Фридом Финанс», который котируется на Московской бирже.
- Co-Fi: как заработать на инвестировании в творческие активы
- «Дивидендные аристократы» и сырье: какие ПИФы оказались самыми доходными в марте
- Рецепт Айкана: почему самый грозный трейдер Америки упустил миллиарды прибыли и как он планирует отыграться
Падение мы наблюдаем и в секторе так называемых SPAC (Special-purpose acquisition company). Этот очень популярный метод предполагает, что вначале на рынок выходит «пустышка», которая потом находит достойного «претендента», желающего стать публичной компанией. Затем происходит их слияние, меняется имя, и новая компания появляется на рынке. Биржевой фонд, отслеживающий судьбу подобных компаний — Defiance Next Gen SPAC Derived ETF (SPAK), который в прошедшем году хорошо вырос, упал со своего пика в феврале 2021-го на 25,7%.
В долгосрочной перспективе эффект первичного размещения сходит на нет. Так, например, с 1992 по 2018 год портфель IPO показал годовую доходность около 7%. Это существенно меньше 9%-й доходности фондового индекса Russell 3000 — широкого индекса акций США.
Осторожность не помешает
Какие выводы из прочитанного стоит сделать частному инвестору?
Инвестиции в IPO — очень увлекательные и доходные вложения, которые могут принести инвестору большой доход и моральное удовлетворение оттого, что он стоял у истоков выхода в «свет» той или иной компании.
С другой стороны, это весьма сложная работа и под силу она только настоящим профи. Вот почему для частного инвестора это должны быть эпизодические и достаточно небольшие вложения, которые в зависимости от уровня приемлемого риска не могут превышать 5-10% от суммы инвестиционного портфеля.
Для тех, кто стремится к консервативным вложениям, к сохранению и защите своего капитала, спекуляции на IPO вообще не рекомендуются.
Если у вас нет времени и навыков разбираться с каждым новым «дебютом» на фондовом рынке, то лучше всего использовать биржевые фонды.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м
Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м